Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь Официальный логотип Белгидромета

БЕЛГИДРОМЕТ

Ru Be En
ВСВ
youtube telegram viber instagram vkontakte
  • О Белгидромете
    • Руководство
    • Структура Белгидромета
    • История Гидрометслужбы
    • Периодические издания
    • Государственные программы и заключенные контракты
    • Закупки
    • Вакансии
  • Направления деятельности
    • Гидрометеорологическая
    • Агрометеорологическая
    • Радиационная и экологическая
    • Авиационно-метеорологическая
    • Научная
    • Международная деятельность
    • Единый государственный реестр
    • ЭкоРеестр
    • Мобильное приложение "Погода в кармане"
  • Услуги
    • Реквизиты
    • Тарифы на работы и услуги, выполняемые в Белгидромете
    • Формы заявок
    • Методики выполнения измерений
    • Сертификат и паспорт погоды
  • Пресс-центр
    • Новости и события
    • Информационные партнеры
    • Правила предоставления Белгидрометом гидрометеорологической информации СМИ
    • Образец письменного запроса на получение информации (для СМИ)
    • Новое в законодательстве
    • Опрос для населения
    • МЧС информирует
  • Официальные документы
    • Нормативные правовые акты
    • Устав Белгидромета и положения о филиалах
    • Лицензии, аттестаты и сертификаты
    • Административные процедуры
    • Система менеджмента качества
    • Положение о политике в отношении обработки персональных данных в Белгидромете
    • Противодействие коррупции
    • Интеллектуальная собственность
  • Контакты
    • Руководство
    • Отдел делопроизводства
    • Дежурный синоптик
    • Дежурный инженер-радиометрист
    • Дежурный в Минприроды
    • Телефон доверия
    • Схема проезда
  • Обращения
    • График приема
    • Электронные обращения
    • График проведения "прямых телефонных линий"
  • Экскурсии
  • Instagram Facebook X Youtube Telegram
  • Ru Be En
    Иконка ВСВ
  • Лента новостей
Главная / Лента новостей

Лента новостей

31.07.2023
Обзор международных новостей
Июль−2023 нацелился на абсолютный рекорд жары Фото: Gerd Altmann / Pixabay Согласно данным европейской Службы по изменению климата Copernicus, первые три недели июля были самым тёплым трёхнедельным периодом за всю историю наблюдений за погодой в мире, и этот месяц обещает стать самым жарким июлем и самым жарким месяцем за всю историю наблюдений. Такие высокие температуры были связаны с аномальной жарой на значительной территории Северной Америки, Азии и Европы, которая наряду с лесными пожарами в таких странах как Канада и Греция оказала серьёзное воздействие на здоровье людей, окружающую среду и экономику. Июль 2023 года также отметился и самыми высокими температуры океана за всю историю наблюдений для этого времени года. Начиная с мая, средняя глобальная температура поверхности моря была значительно выше ранее наблюдавшихся значений для этого времени года, что также способствовало исключительно тёплому июлю. Согласно данным Всемирной метеорологической организации (ВМО), предыдущим рекордно жарким месяцем был июль 2019 года. Полные данные за июль будут доступны и опубликованы в ежемесячном бюллетене 8 августа. Рекордные температуры являются частью тенденции резкого повышения глобальных температур. Антропогенные выбросы, в конечном счете, являются основной причиной такого повышения температур. Июльский рекорд вряд ли останется единичным в этом году, сезонные прогнозы указывают на то, что на большей части суши температура, вероятно, будет значительно выше средней для этого времени года. ВМО  прогнозирует ,  что существует 98%-ная вероятность того, что по крайней мере один из следующих пяти лет будет самым тёплым за всю историю наблюдений, и 66%-ная вероятность временного превышения средней температуры 1850–1900 годов на 1,5°C по крайней мере в течение одного из пяти лет. Гольфстрим может исчезнуть уже в этом десятилетии depositphotos.com © Furian Новое исследование учёных из Копенгагенского университета в Дании предполагает, что система морских течений Гольфстрим может исчезнуть уже в 2025 году. Прекращение жизненно важных океанских течений, названных учёными атлантической меридиональной оборотной циркуляцией (АМОЦ), самым известным из которых является Гольфстрим – тёплое течение в Атлантическом океане, привело бы к катастрофическим последствиям для климата. Уже было известно, что АМОЦ находится на самом слабом уровне за последние 1600 лет из-за глобального потепления, и исследователи заметили предупреждающие признаки переломного момента в 2021 году. Как    сообщает    The Guardian, новый анализ сдвигает временные рамки коллапса на срок между 2025 и 2095 годами, с центральной оценкой на 2050 год, если глобальные выбросы углекислого газа не будут сокращены. Напомним, что АМОЦ несёт тёплую океанскую воду на север, к полюсу, где она охлаждается и опускается, приводя в движение атлантические течения. Но приток пресной воды из-за ускоряющегося таяния ледяной шапки Гренландии и других источников всё больше подавляет течения. Остановка АМОЦ имела бы катастрофические последствия для климата всего мира, серьёзно нарушив режим дождей, от которых зависят условия выращивания продуктов питания для миллиардов людей в Индии, Южной Америке и Западной Африке. Это усилило бы штормы и понизило температуру в Европе, а также привело бы к повышению уровня моря на восточном побережье Северной Америки. Это также ещё больше поставило бы под угрозу существование тропических лесов Амазонки и антарктических ледяных щитов. Между тем, как  сообщает   mail.ru, российские учёные выдвинули новую гипотезу глобального потепления. Группа геофизиков из различных научных институтов предположила, что именно катастрофические землетрясения дали резкий старт потеплению в Арктике в 1979—1980 годы. Такую версию они выдвинули в противовес широко распространённой точке зрения, что глобальное потепление связано с деятельностью человека. Позиция учёных основывается на факте, что в тот период времени не наблюдалось особого роста промышленного производства, значит, антропогенная деятельность не могла нанести столь заметного ущерба. Система состояния окружающей среды создаётся в России Фото: Kai / Pixabay Депутаты Госдумы поддержали в третьем окончательном чтении изменения в закон «Об охране окружающей среды», разработанные Минприроды России. Благодаря им в стране будет создана государственная информационная система состояния окружающей среды. Система предназначена для оперативного и максимально полного информирования граждан и органов власти о состоянии и загрязнении окружающей среды. Данные будут поступать из информационных систем Росгидромета, Росводресурсов, Росприроднадзора, Рослесхоза, Роснедр и других источников. Максимум через 1,5 года каждый на планшете, либо на сотовом телефоне может увидеть состояние окружающей среды в своём регионе, муниципалитете, на своей улице, своём объекте. И тем самым безопасность проживания либо экологическая безопасность будут прозрачны и понятны каждому. Планируется, что отдельным актом правительства России будут определены порядок доступа к информации, её состав, а также порядок, сроки, периодичность её размещения в системе. Заказчиком информационной системы является Минприроды России, оператором информационной системы определён ППК «Российский экологический оператор». Система будет создаваться на единой цифровой платформе Российской Федерации «ГосТех». Как    сообщает  пресс-служба Минприроды России, экологическая информация должна быть открытой и доступной. Единая цифровая система обеспечит сбор данных с самых разных источников по 15 существующим и одной планируемой подсистеме экологического мониторинга. Например, о состоянии атмосферного воздуха, водных объектов, недр, озера Байкал, о местах размещения отходов. Она позволит повысить качество данных, оперативно получать и реагировать на информацию о загрязнениях, выявлять и фиксировать нарушения.   Малые спутники могут негативно влиять на озоновый слой Фото: SpaceX Starlink Небольшие и лёгкие спутники, находящиеся на низкой околоземной орбите, испытывают значительное сопротивление частиц воздуха и требуют периодического повышения высоты орбиты. В настоящее время космические агентства проводят испытания йодных двигательных установок для новых малых спутников и могут начать заменять существующие малые спутники этой технологией. Небольшие спутники остаются на орбите в течение 1–5 лет и имеют широкий спектр применений – от отслеживания космической погоды и измерения температуры земной атмосферы до тестирования технологий для более крупных спутников и поддержки телекоммуникаций. Поскольку спрос на небольшие спутники в будущем может значительно возрасти, важно понимать потенциально возможное разрушение озонового слоя, связанное с выбросами йода. Используя химико-климатическую модель атмосферы, группа учёных провела исследования и доказала, что при нынешнем количестве малых спутников, вызванное йодом разрушение озонового слоя, вероятно, будет очень незначительным, но дальнейшее увеличение их количества и переход на йодные двигатели могут иметь непредвиденные последствия. Исходя из ожидаемого, в настоящее время количества запусков малых спутников, количества йода, которое, вероятно, будет выбрасываться в воздух каждый раз, и того, как долго малые спутники будут оставаться на орбите, риск для озонового слоя невелик. При смоделированном сценарии, когда 1 000 000 спутников ежегодно выбрасывают в верхние слои атмосферы 8 метрических тонн йода, воздействие на озоновый слой было бы минимальным. Однако учёные предупреждают, что если количество запусков спутников, и, следовательно, масса йода, выбрасываемого ими на околоземной орбите, продолжит расти, то с каждым годом будет происходить значительное разрушение озонового слоя. В исследовательской группе   участвовали   эксперты из Национального центра атмосферных наук (NCAS), Университета Лидса, Института физической химии Рокасолано и Лаборатории физики плазмы. В ходе исследования они увеличили цифры сценария в 100 раз, что привело к истощению стратосферного озона в Антарктическом регионе на 2–7% каждый сентябрь-октябрь, когда дыра в озоновом слое достигает своего максимума. В отличие от регламентированного использования озоноразрушающих веществ в холодильных установках, пока не существует регулирования выбросов при запусках спутников и ракет, поэтому жизненно важно, чтобы мы начали понимать и отслеживать последствия воздействия спутниковых йодных двигательных установок на озоновый слой и окружающую среду в целом. Этот анализ должен помочь предотвратить возможное негативное влияние индустрии малых спутников на озоновый слой Земли. Материал из открытых интернет-источников   
28.07.2023
Благоустройство и наведение порядка на территориях сети Белгидромета
Наведение порядка на земле – это, прежде всего ответственность каждого из нас. В летнее время проводится укос травы, удаление сорняков, покраска и уход за декоративными растениями. В надлежащем порядке и чистоте поддерживаются дорожки, складские помещения, пункты мониторинга атмосферного воздуха, оборудование и приборы на метеоплощадках. Состояние нашей природы зависит от каждой мелочи, от каждого нашего шага, а состояние закрепленных за подразделениями территорий напрямую зависит от качественного выполнения специалистами обязанностей по поддержанию порядка. Филиал "Витебскоблгидромет" Филиал "Гомельоблгидромет" Филиал "Гроднооблгидромет" Филиал "Минскоблгидромет" Филиал "Могилевоблгидромет"
28.07.2023
Принят в новой редакции Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды»
17 июля 2023 года Президентом Республики Беларусь подписан Закон Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» (опубликован на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь, 25.07.2023, 2/3014). Основные новации, которые излагаются в Законе Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» (далее – Закон). В Законе комплексно пересмотрены требования в области охраны окружающей среды, предъявляемые к осуществлению хозяйственной деятельности. Устанавливаются требования, которые должны соблюдаться при разработке предпроектной (предынвестиционной) документации по объектам хозяйственной и иной деятельности (требования предъявлялись только к проектной документации), уточнены виды строительной деятельности, к которой предъявляются такие требования (возведение, реконструкция, техническая модернизация, ремонтно-реставрационные работы, капитальный ремонт, снос объектов). Устанавливаются требования при приемке в эксплуатацию объектов и их эксплуатации, выводе из эксплуатации (проведение мероприятий по восстановлению природной среды, рекультивации земель, экологической реабилитации загрязненных территорий, компенсационных мероприятий).  Уточнены объекты использования атомной энергии, к которым устанавливаются соответствующие требования (установки для производства или обогащения ядерного материала, объекты для хранения ядерных материалов, объекты, предназначенные для обезвреживания, переработки, хранения и (или) захоронения радиоактивных отходов и др.).  С целью предотвращения вредного воздействия отходов на окружающую среду и здоровье людей при работе отдельных объектов по использованию, объектов обезвреживания отходов вводятся требования к эксплуатации мобильных установок по использованию и (или) обезвреживанию отходов. Так, в частности, для возможности эксплуатации таких установок в соответствующей документации должны предусматриваться проектные решения по устройству площадок (складов) для хранения отходов и продукции, инженерных и транспортных коммуникаций и иных сооружений, направленных на предотвращение загрязнения окружающей среды и обеспечение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, а также мероприятия по охране окружающей среды. Допускается возможность эксплуатации мобильных установок по использованию отходов вне территории соответствующего объекта по использованию отходов, например, на строительных площадках в местах, определенных проектной документацией, для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и использования древесных отходов при проведении рубок леса, удалении деревьев, кустарников за пределами населенных пунктов. Законом актуализированы положения, регламентирующие вопросы нормирования в области охраны окружающей среды, которое является одним из механизмов обеспечения благоприятной окружающей среды. Определяется, что к нормативам в области охраны окружающей среды относятся нормативы качества окружающей среды, нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, лимиты на природопользование. Перечень нормативов качества окружающей среды дополнен таким видом как «дифференцированные нормативы содержания химических веществ в почвах». Справочно: Дифференцированные нормативы содержания химических веществ в почвах и требования к их применению установлены Экологическими нормами и правилами ЭкоНиП 17.03.01-001-2021 «Охрана окружающей среды и природопользование. Земли (в том числе почвы). Нормативы качества окружающей среды. Дифференцированные нормативы содержания химических веществ в почвах и требования к их применению», утвержденными постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 25.11.2021 № 13-Т. Также в отношении каждого вида нормативов определены его назначение, цели и вид законодательства, которым они регулируются.  С учетом влияния климатических изменений на здоровье человека, рисков, связанных с опасными погодными явлениями, наносимого экономического ущерба для различных секторов экономики, задачи и направления государственной политики в области охраны окружающей среды дополнены формированием и проведением единой государственной политики по реагированию на изменение климата. В связи с этим, в Законе закрепляются положения по вопросам регулирования воздействия на климат. Полномочия Совета Министров Республики Беларусь дополнены компетенцией на установление порядка и условий ограничения антропогенных выбросов парниковых газов в соответствии с международными обязательствами Республики Беларусь, порядка ведения государственного и производственного учета антропогенных выбросов парниковых газов и их абсорбции поглотителями.  В целях государственного регулирования деятельности, связанной с выбросами парниковых газов и их абсорбции поглотителями, планирования мероприятий по снижению вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на климат, адаптации к его изменению на краткосрочный период, среднесрочную и долгосрочную перспективу устанавливаются обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность, связанную с выбросами парниковых газов в атмосферный воздух, обязанных сокращать объемы выбросов этих газов и (или) веществ путем внедрения наилучших доступных технических методов.  Права должностных лиц Минприроды и его территориальных органов при осуществлении контрольной деятельности в области охраны окружающей среды, рационального (устойчивого) использования природных ресурсов изложены в новой редакции и исключают дублирование норм Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь», а также Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях. При этом, за должностными лицами Минприроды и его территориальных органов закреплено право в рамках ведения административного процесса получать доступ к республиканской базе данных АИС «Паспорт». В Законе уточнен термин «причинение вреда окружающей среде», который дополнен словами «загрязнения земель (включая почвы) химическими и иными веществами, засорения, загрязнения окружающей среды отходами, незаконной рубки». В целях обеспечения полноты правового регулирования норм международных договоров, стороной которых является Республика Беларусь, Законом определяется возможность подготовки и внесения в соответствующие международные организации предложений о включении территорий Республики Беларусь в списки природных территорий международного значения. Законом усовершенствованы подходы к координации деятельности государственных органов и взаимодействия с общественностью в области охраны окружающей среды, с учетом практики применения расширены и оптимизированы возможности доступа к экологической информации, а также определен исчерпывающий перечень прав, необходимых для обеспечения и защиты неотъемлемого права граждан на благоприятную окружающую среду.  Урегулированы механизмы участия общественности в части возможности ознакомления до утверждения заключения государственной экологической экспертизы с информацией, касающейся процесса принятия окончательного решения.  В отношении документации, предоставляемой для проведения общественной экологической экспертизы, устанавливается требование о предоставлении ее в том же составе, что и для проведения государственной экологической экспертизы. Законом вводится ряд новых терминов, таких как «низкоуглеродная экономика», «зеленая» экономика, «экосистемные услуги».  Продвижение принципов «зеленой» экономики, стимулирование применения наилучших доступных технических методов, ресурсосберегающих технологий и практик, «зеленых» закупок, перехода к низкоуглеродной экономике, основанной на принципах энергоэффективности, сокращения выбросов парниковых газов и увеличения их абсорбции поглотителями, – развивающиеся составляющие национальной экономики.  «Зеленая» экономика – модель организации экономики, направленная на достижение целей социально-экономического развития страны при существенном сокращении экологических рисков и темпов деградации окружающей среды. Внедрение инструментов поддержки «зеленой» экономики, создание условий для формирования экономики замкнутого цикла (циркулярной экономики) реализуется в рамках Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021-2025 годы. Указанные модели ориентированы на максимальную замену использования невозобновляемых природных ресурсов возобновляемыми, ресурсо- и энергосбережение, минимизацию образования и полноту использования отходов. Их внедрение приведет к снижению нагрузок на окружающую среду. Экономическая оценка экосистемных услуг также является одним из актуальных направлений. Ее объектом являются естественные экологические системы и выполняемые ими услуги, обеспечивающие получение обществом выгод в экологической, экономической и социальной сферах в результате сохранения, восстановления и устойчивого функционирования естественных экологических систем. Экономическая оценка экосистемных услуг поможет отразить экологическую и экономическую ценность природных экосистем в составе национального богатства страны, выявить издержки и выгоды, связанные с экосистемой и воздействиями на нее. Закон предусматривает и ряд иных изменений, направленных на повышение эффективности охраны окружающей среды и рационального (устойчивого) использования природных ресурсов. Информация взята с сайта Минприроды  
[151..161] 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 [171..181]

Специализированные сайты

pogoda.by rad.org.by nsmos.by
Минская областная организация Белорусского профессионального союза работников леса и природопользования Портал рейтинговой оценки Белорусский профессиональный союз работников леса и природопользования Год благоустройства ECOLOGY EXPO-2025 климат 2:0 Белорусский энергетический и экологический форум

Информационные интернет-порталы

000160_60932d34b3ee27839801c05f9c3bd185_work.jpg Символика Республики Беларусь 000160_58ec52497c8240740e8a55136af55196_work.jpg Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь 000160_d1b4ba4f47c38aa628d6f380b9145003_work.jpg Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь 000160_c748eb51017df31f46adb4130a263bd3_work.jpg Официальный Интернет-портал Президента Республики Беларусь 000160_72a190967ccbb749e081744fae0b44ec_work.jpg Портал рейтинговой оценки качества оказания услуг организациями Республики Беларусь 000160_fdd67ad6d4fcf0262fa3aa00eb998506_work.jpg Межгосударственный совет по гидрометеорологии СНГ (МСГ СНГ) 000160_8a3937242c2fdd5ea4473dba071b0e1b_work.jpg Информационно-аналитический портал Союзного государства 000160_ec5d860d01ff220263204adb317ba98f_work.jpg Комитет союзного государства по гидрометеорологии и мониторингу загрязнения природной среды 000160_d3a5ca18d4bb271f02dd9f902d062916_work.jpg Интернет-портал "Молодежь Беларуси"

Для обеспечения удобства пользователей сайта используются cookies

Подробнее
Принять
Отклонить

Направления деятельности

  • Агрометеорологическая деятельность
  • Гидрометеорологическая деятельность
  • Радиационная и экологическая деятельность
  • Авиационно-метеорологическая деятельность
  • Международная деятельность
  • Мобильное приложение "Погода в кармане"
  • Научная
  • Единый государственный реестр
  • ЭкоРеестр

Официальные документы

  • Нормативные правовые акты
  • Устав Белгидромета и положения о филиалах
  • Лицензии, аттестаты и сертификаты
  • Административные процедуры
  • Система менеджмента качества

Пресс-центр

  • Новости и события
  • Информационные партнеры
  • Образец письменного запроса на получение информации для СМИ
  • МЧС информирует
  • Новое в законодательстве
  • Опрос для населения
  • Правила предоставления Белгидрометом гидрометеорологической и иной информации СМИ

Контакты

  • Адрес: 220114, г. Минск, пр. Независимости, 110
  • Приемная: +375 17 373-22-31
  • E-mail: kanc@hmc.by
  • Канцелярия: +375 17 357-95-43
  • Режим работы:
  • Понедельник-пятница:
    9.00-18.00
  • Выходные дни: суббота, воскресенье
  • x ok facebook

© Белгидромет, 2025
Разработка и поддержка сайта БЕЛТА