Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь Официальный логотип Белгидромета

БЕЛГИДРОМЕТ

Ru Be En
ВСВ
youtube telegram viber instagram vkontakte
  • О Белгидромете
    • Руководство
    • Структура Белгидромета
    • История Гидрометслужбы
    • Периодические издания
    • Государственные программы и заключенные контракты
    • Закупки
    • Вакансии
  • Направления деятельности
    • Гидрометеорологическая
    • Агрометеорологическая
    • Радиационная и экологическая
    • Авиационно-метеорологическая
    • Научная
    • Международная деятельность
    • Единый государственный реестр
    • ЭкоРеестр
    • Мобильное приложение "Погода в кармане"
  • Услуги
    • Реквизиты
    • Тарифы на работы и услуги, выполняемые в Белгидромете
    • Формы заявок
    • Методики выполнения измерений
    • Сертификат и паспорт погоды
  • Пресс-центр
    • Новости и события
    • Информационные партнеры
    • Правила предоставления Белгидрометом гидрометеорологической информации СМИ
    • Образец письменного запроса на получение информации (для СМИ)
    • Новое в законодательстве
    • Опрос для населения
    • МЧС информирует
  • Официальные документы
    • Нормативные правовые акты
    • Устав Белгидромета и положения о филиалах
    • Лицензии, аттестаты и сертификаты
    • Административные процедуры
    • Система менеджмента качества
    • Положение о политике в отношении обработки персональных данных в Белгидромете
    • Противодействие коррупции
    • Интеллектуальная собственность
  • Контакты
    • Руководство
    • Отдел делопроизводства
    • Дежурный синоптик
    • Дежурный инженер-радиометрист
    • Дежурный в Минприроды
    • Телефон доверия
    • Схема проезда
  • Обращения
    • График приема
    • Электронные обращения
    • График проведения "прямых телефонных линий"
  • Экскурсии
  • Instagram Facebook Telegram X Youtube
  • Ru Be En
    Иконка ВСВ
  • Лента новостей
Главная / Лента новостей

Лента новостей

28.07.2023
Принят в новой редакции Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды»
17 июля 2023 года Президентом Республики Беларусь подписан Закон Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» (опубликован на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь, 25.07.2023, 2/3014). Основные новации, которые излагаются в Законе Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» (далее – Закон). В Законе комплексно пересмотрены требования в области охраны окружающей среды, предъявляемые к осуществлению хозяйственной деятельности. Устанавливаются требования, которые должны соблюдаться при разработке предпроектной (предынвестиционной) документации по объектам хозяйственной и иной деятельности (требования предъявлялись только к проектной документации), уточнены виды строительной деятельности, к которой предъявляются такие требования (возведение, реконструкция, техническая модернизация, ремонтно-реставрационные работы, капитальный ремонт, снос объектов). Устанавливаются требования при приемке в эксплуатацию объектов и их эксплуатации, выводе из эксплуатации (проведение мероприятий по восстановлению природной среды, рекультивации земель, экологической реабилитации загрязненных территорий, компенсационных мероприятий).  Уточнены объекты использования атомной энергии, к которым устанавливаются соответствующие требования (установки для производства или обогащения ядерного материала, объекты для хранения ядерных материалов, объекты, предназначенные для обезвреживания, переработки, хранения и (или) захоронения радиоактивных отходов и др.).  С целью предотвращения вредного воздействия отходов на окружающую среду и здоровье людей при работе отдельных объектов по использованию, объектов обезвреживания отходов вводятся требования к эксплуатации мобильных установок по использованию и (или) обезвреживанию отходов. Так, в частности, для возможности эксплуатации таких установок в соответствующей документации должны предусматриваться проектные решения по устройству площадок (складов) для хранения отходов и продукции, инженерных и транспортных коммуникаций и иных сооружений, направленных на предотвращение загрязнения окружающей среды и обеспечение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, а также мероприятия по охране окружающей среды. Допускается возможность эксплуатации мобильных установок по использованию отходов вне территории соответствующего объекта по использованию отходов, например, на строительных площадках в местах, определенных проектной документацией, для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и использования древесных отходов при проведении рубок леса, удалении деревьев, кустарников за пределами населенных пунктов. Законом актуализированы положения, регламентирующие вопросы нормирования в области охраны окружающей среды, которое является одним из механизмов обеспечения благоприятной окружающей среды. Определяется, что к нормативам в области охраны окружающей среды относятся нормативы качества окружающей среды, нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, лимиты на природопользование. Перечень нормативов качества окружающей среды дополнен таким видом как «дифференцированные нормативы содержания химических веществ в почвах». Справочно: Дифференцированные нормативы содержания химических веществ в почвах и требования к их применению установлены Экологическими нормами и правилами ЭкоНиП 17.03.01-001-2021 «Охрана окружающей среды и природопользование. Земли (в том числе почвы). Нормативы качества окружающей среды. Дифференцированные нормативы содержания химических веществ в почвах и требования к их применению», утвержденными постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 25.11.2021 № 13-Т. Также в отношении каждого вида нормативов определены его назначение, цели и вид законодательства, которым они регулируются.  С учетом влияния климатических изменений на здоровье человека, рисков, связанных с опасными погодными явлениями, наносимого экономического ущерба для различных секторов экономики, задачи и направления государственной политики в области охраны окружающей среды дополнены формированием и проведением единой государственной политики по реагированию на изменение климата. В связи с этим, в Законе закрепляются положения по вопросам регулирования воздействия на климат. Полномочия Совета Министров Республики Беларусь дополнены компетенцией на установление порядка и условий ограничения антропогенных выбросов парниковых газов в соответствии с международными обязательствами Республики Беларусь, порядка ведения государственного и производственного учета антропогенных выбросов парниковых газов и их абсорбции поглотителями.  В целях государственного регулирования деятельности, связанной с выбросами парниковых газов и их абсорбции поглотителями, планирования мероприятий по снижению вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на климат, адаптации к его изменению на краткосрочный период, среднесрочную и долгосрочную перспективу устанавливаются обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность, связанную с выбросами парниковых газов в атмосферный воздух, обязанных сокращать объемы выбросов этих газов и (или) веществ путем внедрения наилучших доступных технических методов.  Права должностных лиц Минприроды и его территориальных органов при осуществлении контрольной деятельности в области охраны окружающей среды, рационального (устойчивого) использования природных ресурсов изложены в новой редакции и исключают дублирование норм Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь», а также Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях. При этом, за должностными лицами Минприроды и его территориальных органов закреплено право в рамках ведения административного процесса получать доступ к республиканской базе данных АИС «Паспорт». В Законе уточнен термин «причинение вреда окружающей среде», который дополнен словами «загрязнения земель (включая почвы) химическими и иными веществами, засорения, загрязнения окружающей среды отходами, незаконной рубки». В целях обеспечения полноты правового регулирования норм международных договоров, стороной которых является Республика Беларусь, Законом определяется возможность подготовки и внесения в соответствующие международные организации предложений о включении территорий Республики Беларусь в списки природных территорий международного значения. Законом усовершенствованы подходы к координации деятельности государственных органов и взаимодействия с общественностью в области охраны окружающей среды, с учетом практики применения расширены и оптимизированы возможности доступа к экологической информации, а также определен исчерпывающий перечень прав, необходимых для обеспечения и защиты неотъемлемого права граждан на благоприятную окружающую среду.  Урегулированы механизмы участия общественности в части возможности ознакомления до утверждения заключения государственной экологической экспертизы с информацией, касающейся процесса принятия окончательного решения.  В отношении документации, предоставляемой для проведения общественной экологической экспертизы, устанавливается требование о предоставлении ее в том же составе, что и для проведения государственной экологической экспертизы. Законом вводится ряд новых терминов, таких как «низкоуглеродная экономика», «зеленая» экономика, «экосистемные услуги».  Продвижение принципов «зеленой» экономики, стимулирование применения наилучших доступных технических методов, ресурсосберегающих технологий и практик, «зеленых» закупок, перехода к низкоуглеродной экономике, основанной на принципах энергоэффективности, сокращения выбросов парниковых газов и увеличения их абсорбции поглотителями, – развивающиеся составляющие национальной экономики.  «Зеленая» экономика – модель организации экономики, направленная на достижение целей социально-экономического развития страны при существенном сокращении экологических рисков и темпов деградации окружающей среды. Внедрение инструментов поддержки «зеленой» экономики, создание условий для формирования экономики замкнутого цикла (циркулярной экономики) реализуется в рамках Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021-2025 годы. Указанные модели ориентированы на максимальную замену использования невозобновляемых природных ресурсов возобновляемыми, ресурсо- и энергосбережение, минимизацию образования и полноту использования отходов. Их внедрение приведет к снижению нагрузок на окружающую среду. Экономическая оценка экосистемных услуг также является одним из актуальных направлений. Ее объектом являются естественные экологические системы и выполняемые ими услуги, обеспечивающие получение обществом выгод в экологической, экономической и социальной сферах в результате сохранения, восстановления и устойчивого функционирования естественных экологических систем. Экономическая оценка экосистемных услуг поможет отразить экологическую и экономическую ценность природных экосистем в составе национального богатства страны, выявить издержки и выгоды, связанные с экосистемой и воздействиями на нее. Закон предусматривает и ряд иных изменений, направленных на повышение эффективности охраны окружающей среды и рационального (устойчивого) использования природных ресурсов. Информация взята с сайта Минприроды  
28.07.2023
Принят Закон Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об охране атмосферного воздуха»
17 июля 2023 года Президентом Республики Беларусь подписан Закон Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об охране атмосферного воздуха» (опубликован на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь, 22.07.2023, 2/3015). Основные новации, которые излагаются в Законе Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об охране атмосферного воздуха» (далее – Закон): Законом уточняются отдельные определения терминов, а также введены новые термины и их определения. Так, даны определения терминам «автоматизированная система контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух», «норма выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух», «экологическая информация в области охраны атмосферного воздуха». Уточнены определения таких терминов, как «выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух», «мобильные источники выбросов», «наилучшие доступные технические методы», «стационарные источники выбросов». Изменен подход к определению категорий объектов воздействия на атмосферный воздух. Категории объектов воздействия на атмосферный воздух и перечни объектов воздействия на атмосферный воздух, относящихся к различным категориям объектов воздействия на атмосферный воздух, будут утверждены Советом Министров Республики Беларусь на основании уровней воздействия на атмосферный воздух видов хозяйственной и иной деятельности,  классов опасности загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Уточнены подходы к нормированию в области охраны атмосферного воздуха. В целях урегулирования вопросов относительно нормативов качества атмосферного воздуха за пределами населенных пунктов и мест массового отдыха населения, особо охраняемых природных территорий, отдельных природных комплексов и объектов особо охраняемых природных территорий, а также природных территорий, подлежащих специальной охране, и биосферных резерватов Законом введен «экологический норматив качества атмосферного воздуха». Также Законом исключен термин «технологический норматив выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух», поскольку технологический норматив выбросов не определяет величину воздействия на атмосферный воздух.  Уточнены требования в области охраны атмосферного воздуха при проектировании объектов хозяйственной и иной деятельности, связанных с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Так, проектная документация должна включать среди прочего проектные решения по организации мест отбора проб и проведения измерений выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в соответствии с обязательными для соблюдения техническими нормативными правовыми актами, в том числе с учетом наличия методик (методов) измерений, прошедших аттестацию в порядке, установленном законодательством об обеспечении единства измерений, концентраций специфических загрязняющих веществ в выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух и в атмосферном воздухе, которые могут поступать в атмосферный воздух при эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности, связанных с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух. В целях обеспечения экологической безопасности при вводе в эксплуатацию и дальнейшей эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности, связанных с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, Законом закрепляются конкретные требования, при соблюдении которых возможен ввод в эксплуатацию указанных объектов. Для обеспечения контроля за соблюдением субъектами хозяйствования требований по порядку проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также определения ими необходимости осуществлять свою хозяйственную и иную деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, на основании разрешений на выбросы или комплексных природоохранных разрешений Законом введена норма о согласовании территориальными органами Минприроды актов инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласно которому суммарные валовые выбросы загрязняющих веществ составляют менее 3 тонн в год или валовые выбросы загрязняющих веществ 1 класса опасности составляют менее 10 килограммов в год. Законом предусмотрена необходимость получения разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексных природоохранных разрешений юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим лицензируемый вид деятельности, который включает составляющие работы и (или) услуги по использованию отходов 1 - 3 классов опасности для производства (выработки) энергии и (или) обезвреживанию отходов. Такие разрешения необходимо получить в течение шести месяцев со дня вступления в силу Закона. Также Законом уточнены случаи, при которых субъектам хозяйствования могут быть установлены временные нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, их сроки действия и условия продления. Законом вводится ведомственная отчетность о результатах учета в области охраны атмосферного воздуха, которая заменит статистическую отчетность 1-воздух (Минприроды) «Отчет о выбросах загрязняющих веществ и диоксида углерода в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов». Закон предусматривает ряд иных изменений, направленных на повышение эффективности охраны атмосферного воздуха. Информация взята с сайта Минприроды  
28.07.2023
Прогнозная информация о минимальных уровнях воды в августе 2023 года
  Обзор водного режима рек в июле В первой декаде июля на реках преобладал рост уровней воды, во второй и третьей декадах отмечался в основном спад уровней воды и ровный их ход, в результате чего на Днепре у г.п. Лоев уровень воды опустился ниже отметки, лимитирующей судоходство. В конце июля, в результате выпадения осадков, повсеместно на реках наблюдалось повышение уровней воды. В течение месяца на непродолжительное время улучшались условия для судоходства на Березине у г. Светлогорск и Соже у г. Гомель.  Водность Сожа и Припяти близка к норме и несколько меньше её, водность Вилии, Немана, Днепра и Березины меньше нормы на 30-45 %, а водность Западной Двины в два раза меньше обычной для этого времени года.   На дату составления прогноза на реках происходит рост уровней воды с суточной интенсивностью до 31 см, обусловленный выпадением осадков. Вода находится на пойме на притоке Немана реке Россь у д. Студенец.  Неблагоприятные условия для работы речного транспорта наблюдаются на Западной Двине у г. Витебск, Немане у г. Гродно, Днепре у г. Могилев, г. Жлобин, г. Речица и г.п. Лоев, Березине у г. Бобруйск, Соже у г. Кричев, г. Славгород и г. Гомель. Прогнозная информация  о минимальных уровнях воды в августе  Значения минимальных уровней воды в реках прогнозируются ниже средних многолетних для этого времени года. При использовании информации ссылка на Белгидромет обязательна
[161..171] 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 [181..191]

Специализированные сайты

pogoda.by rad.org.by nsmos.by Год благоустройства Портал рейтинговой оценки 80 лет Победы экофорум
климат 2:0 80 лет освобождения беларуси ECOLOGY EXPO-2025 Год благоустройства Портал рейтинговой оценки 5 июня Белорусский профессиональный союз работников леса и природопользования

Информационные интернет-порталы

000160_3d171663eb04f9ac3f8769f5c634a101_work.jpg Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь 000160_7e872f60e51ee1a67690924700f00b42_work.jpg Интернет-портал Президента Республики Беларусь 000160_c8b5250e2accdde345c9e8648a8ed75f_work.jpg Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь 000160_eeddf74787a95d6b69760974479c3109_work.jpg Межгосударственный совет по гидрометеорологии СНГ (МСГ СНГ) 000160_269096982ae6a5fddd9f7fb2483f2463_work.jpg Комитет Союзного государства по гидрометеорологии и мониторингу загрязнения природной среды 000160_1a2cf75887c7b13d5aaa9d5c9756595b_work.jpg Национальный центр интеллектуальной собственности 000160_a2c7b33822819136274ff18e97502f45_work.jpg Портал рейтинговой оценки качества оказания услуг организациями Республики Беларусь 000160_323a1524480c7442058750d9ca50f8bd_work.jpg Биометрические документы Республики Беларусь 000160_59b0d2572fe47e0ca8a6b92f568d8049_work.jpg Белорусский профсоюз работников леса и природопользования 000160_6d534369e3b0fe45ef14ebfd21ca4814_work.jpg Минская областная организация Белорусского профсоюза работников леса и природопользовани 000160_2afdd8dac9e5055ca5ffc8439f0353b7_work.jpg Официальные геральдические символы Республики Беларусь

Для обеспечения удобства пользователей сайта используются cookies

Подробнее
Принять
Отклонить

Направления деятельности

  • Агрометеорологическая деятельность
  • Гидрометеорологическая деятельность
  • Радиационная и экологическая деятельность
  • Авиационно-метеорологическая деятельность
  • Международная деятельность
  • Мобильное приложение "Погода в кармане"
  • Научная
  • Единый государственный реестр
  • ЭкоРеестр

Официальные документы

  • Нормативные правовые акты
  • Устав Белгидромета и положения о филиалах
  • Лицензии, аттестаты и сертификаты
  • Административные процедуры
  • Система менеджмента качества

Пресс-центр

  • Новости и события
  • Информационные партнеры
  • Образец письменного запроса на получение информации для СМИ
  • МЧС информирует
  • Новое в законодательстве
  • Опрос для населения
  • Правила предоставления Белгидрометом гидрометеорологической и иной информации СМИ

Контакты

  • Адрес: 220114, г. Минск, пр. Независимости, 110
  • Приемная: +375 17 373-22-31
  • E-mail: kanc@hmc.by
  • Канцелярия: +375 17 357-95-43
  • Режим работы:
  • Понедельник-пятница:
    9.00-18.00
  • Выходные дни: суббота, воскресенье
  • x ok facebook

© Белорусский гидрометеорологический центр Республики Беларусь, 2025
Разработка и поддержка сайта БЕЛТА