04.12.2022

Природный феномен Ла-Нинья может продлиться до весны

pixabay.com

Продолжающийся с 2020 года природный феномен Ла-Нинья, с которым связывают понижение температуры в глобальном масштабе, может продлиться по меньшей мере до марта 2023 года. С таким прогнозом выступила Всемирная метеорологическая организация (ВМО), подчеркнув, что это природное явление продолжит оказывать влияние на температуру и интенсивность осадков, сообщает сайт ведомства.
Как сообщила женевская штаб-квартира ВМО, с вероятностью в 75% Ла-Нинья сохранится в декабре 2022–феврале 2023 года и с вероятностью в 60% – в январе–марте 2023 года. В организации напомнили, что нынешний феномен Ла-Нинья продолжается уже 3 года подряд, и столь значительная его длительность фиксируется лишь в третий раз с 1950 года.
Феномен Ла-Нинья связан с широкомасштабным охлаждением температуры поверхностного слоя воды в центральной и восточной экваториальной части Тихого океана наряду с изменением тропической атмосферной циркуляции, в частности ветров, давления и дождей. Обычно это природное явление оказывает на погоду и климат воздействие, противоположное Эль-Ниньо, имеющему согревающий эффект.
Все природные климатические события сейчас происходят в контексте вызванного человеком изменения климата, которое повышает глобальные температуры, делая нашу погоду более экстремальной и воздействуя на сезонные осадки. Генеральный секретарь ВМО заявил в связи с публикацией нового прогноза по Ла-Нинья, что тропическая часть Тихого океана с небольшими перерывами находится в состоянии Ла-Нинья с сентября 2020 года, однако это обстоятельство имело лишь ограниченное и временное охлаждающее воздействие на глобальные температуры.
Несмотря на Ла-Нинья, как 2022, так и 2021 годы были теплее любого из годов до 2015 года. Этот устойчивый и длительный феномен Ла-Нинья приводит к затягиванию условий для засухи и наводнений в затронутых регионах планеты. Особую обеспокоенность у мирового сообщества вызывает сильная засуха в регионе Африканского Рога.

Определена связь между засухами и содержанием CO₂ в атмосфере

depositphotos. com © nature78

Российские учёные завершили 24-летнюю работу, которая даёт новые знания о глобальном цикле углерода, а он напрямую связан с климатическими изменениями, происходящими на Земле. Эксперимент и наблюдения проводились в лесах Подмосковья. На протяжении всего времени биологи замеряли интенсивность так называемого дыхания почв (газообмена между атмосферой и землёй) в части выделяемого почвенной биотой и корнями растений углекислого газа.
Ученые из Института физико-химических и биологических проблем почвоведения РАН выяснили, что, хотя при повышении температуры активность микроорганизмов обычно растёт, в условиях засухи выделение CO2 снижается, поскольку биота, оказывается, также нуждается во влаге. При этом в разных типах почвы этот процесс идёт неодинаково. Полученные выводы помогут лучше понять, как будет меняться баланс между поглощением и выделением лесами углекислого газа в условиях участившихся засух. Результаты исследования опубликованы в журнале Forests, сообщает Russia Today.
Наземные экосистемы оказывают решающее влияние на природные потоки CO2 и его концентрацию в атмосфере. Относительная же стабильность атмосферы обеспечивается балансом между поглощением углекислого газа растениями в ходе фотосинтеза и его выделением при разложении органического вещества почвенными микроорганизмами. Эти невидимые глазу существа, населяющие почву, активно дышат, выделяя в процессе своей жизнедеятельности в атмосферу углекислый газ, и тем самым напрямую участвуют в круговороте углерода. В результате дыхания почвы в атмосферу выделяется почти на порядок больше углерода, чем при сжигании ископаемого топлива.
Исследование проводилось в двух экосистемах на юге Подмосковья, в широколиственном лесу и смешанном. В течение 24 лет учёные еженедельно и непрерывно измеряли на одних и тех же участках количество СО2, выделяемого микроорганизмами и корнями растений. Для этого были установлены герметично закрытые камеры, в которых накапливался газ. Из них учёные отбирали пробы, которые затем анализировали в лаборатории. По изменению концентрации углекислого газа в пробах рассчитывалась интенсивность дыхания почвы.
Выделение СО2 происходит в ходе жизнедеятельности микроорганизмов и дыхания корней растений, и с ростом температуры эти процессы протекают более активно. Однако учёные установили, что чувствительность дыхания почвы к повышению температуры зависит от уровня влажности во время вегетации растений. В засушливые годы выделение СО2 снижалось по сравнению с годами, когда уровень увлажнённости был нормальным или повышенным, поскольку количество влаги и доступность питательных веществ в почве для микроорганизмов уменьшались. В результате процессы их жизнедеятельности замедлялись, и они выделяли в атмосферу меньше CO₂. При этом степень отклика микробиоты на недостаток влаги в почве во время засух неодинакова: играет ещё роль тип почвы. В целом отклик дыхания почв на рост температуры в засушливые годы снижается во всех случаях. И потепление климата в условиях усиления его засушливости может привести к уменьшению концентрации углекислого газа в атмосфере, поскольку его выделение почвой будет меньше, чем поглощение растениями.
Таким образом, учёные доказали, что именно влагообеспеченность почв в вегетационный период является основным фактором, контролирующим температурную чувствительность почвенного дыхания в лесных экосистемах. При современной тенденции усиления засушливости климата во многих регионах России и мира можно прогнозировать снижение потока СО2 из почв в атмосферу. Эта тенденция будет распространяться на лесные экосистемы таёжной зоны, к которым принадлежат и леса Подмосковья, где проводилось исследование.

В России заканчиваются мусорные полигоны