15.11.2023
Экономическая безопасность - ключевое условие устойчивого развития белорусского государства
Выступая с ежегодным Посланием белорусскому народу и Национальному собранию 31 марта 2023 года Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко подчеркнул: «Вот уже три десятилетия фундаментом нашей государственной политики является социально ориентированная экономика. Эта политика успешна. Народ ее поддерживает. По всем показателям, характеризующим социальное равенство, Беларусь относится к наиболее благополучным странам… Поэтому именно экономика, которая обеспечивает социальную защищенность граждан, является главной мишенью Запада».
Несмотря на беспрецедентное санкционное давление, белорусская экономика демонстрирует рост: увеличилось промышленное производство, снизилась инфляция, выросли денежные доходы населения.
Это стало возможным, в том числе благодаря стратегическому партнерству Беларуси и России. «Единство двух государств – это прежде всего экономика», – констатировал Глава государства А.Г.Лукашенко 10 октября 2023 года на встрече с губернатором Новосибирской области А.А.Травниковым.
1. Общие сведения
В проекте новой Концепции национальной безопасности Республики Беларусь (далее – Концепция) указано, что экономическая безопасность – состояние защищенности отраслей и сфер экономики от воздействия угроз, препятствующих устойчивому социально-экономическому развитию Республики Беларусь.
Основные национальные интересы в экономической сфере:
экономический рост и повышение конкурентоспособности белорусской экономики на основе ее структурной перестройки, совершенствования системы управления, устойчивого инновационного развития, активного инвестирования в человеческий капитал и высокие технологии, снижения издержек и развития высокотехнологичных, экспортно-ориентированных и импортозамещающих производств;
обеспечение ценовой и финансовой стабильности;
достижение уровня энергетической безопасности, обеспечивающего приемлемый уровень диверсификации топливно-энергетического баланса страны по видам и поставщикам потребляемых топливно-энергетических ресурсов, экономически и экологически оправданное использование потенциала местных энергоресурсов, снижение энергоемкости ВВП;
обеспечение продовольственной безопасности;
внедрение перспективных технологий в экономику страны, в том числе за счет прямых иностранных инвестиций, доступность зарубежных кредитных ресурсов;
поддержание товарной и страновой диверсификации экспорта товаров и услуг, сбалансированность внешней торговли, обеспечение внешнеэкономической безопасности и др.
Внутренние и внешние источники угроз национальной безопасности в экономической сфере перечислены в проекте новой Концепции.
2. Экономический рост и повышение конкурентоспособности белорусской экономики
Несмотря на введенные Западом санкции, по темпам роста валового внутреннего продукта (выше среднемировых) нашей республике удалось не только превысить прогнозный показатель на январь–сентябрь 2023 г. (103,1%), но и опередить ряд стран.
Справочно:
Согласно прогнозам международных финансовых организаций, по итогам 2023 года темп роста мировой экономики ожидается на уровне 102,1–103,0%.
В Украине в I квартале 2023 г. в сравнении с аналогичным периодом 2022 года ВВП снизился на 10,5%.
В Польше также наблюдается сокращение экономических темпов (на 2,2% во II квартале 2023 г.), что обусловлено не только отрицательным вкладом товарно-материальных запасов, но и снижением частного потребления и ослаблением внешнего спроса. По мнению независимых экспертов, «текущий спад обусловлен сокращением государственных трат и расходов домохозяйств».
В Германии ВВП за I полугодие 2023 г. оказался «значительно слабее, чем ожидалось». Снижение реальной заработной платы оказало негативное влияние на потребление, а слабый внешний спрос привел к снижению экспорта. Независимые наблюдатели полагают, что «по итогам 2023 года экономика Германии сократится на 0,4%».
В Нидерландах темпы экономики сокращались как в I, так и
во II квартале на фоне снижения потребительских расходов и сокращения экспорта. Годовой рост экономики в 2023 году прогнозируется на уровне 0,5%.
В нашей стране драйверами роста ВВП являются промышленность, строительство и торговля.
По темпам роста промышленного производства (107,9%) Беларусь сохраняет за собой позиции лидера среди стран ЕАЭС.
Справочно:
По индексу промышленного производства Беларусь опережает Россию (за январь–август 2023 г. – 103,0%), Казахстан (103,8%), Узбекистан (105,8%) и ряд других стран.
В странах ЕС индекс промышленного производства в июле текущего года составил 97,6% к июлю 2022 г., в обрабатывающей промышленности – 98,2%. В том числе: в Литве промышленное производство сократилось на 7,8% (в обрабатывающей – на 5,8%);
в Латвии – на 8,6% (в обрабатывающей – на 6,2%); в Польше – на 2,7% (в обрабатывающей – на 2,4%); в Чехии – на 2,8% (в обрабатывающей – на 1,1%). В Германии в июле текущего года промышленное производство снизилось на 0,8% при прогнозе 0,5%.
Высокий спрос на отечественную продукцию (в первую очередь на внешних рынках) позволил нарастить объемы производства на отдельные позиции в несколько раз. «Мы страна автомобилистов.
Мы создаем такие машины, что любая страна может позавидовать: и малотоннажные, и среднетоннажные, и крупнотоннажные – БЕЛАЗ. МАЗ – среднего класса автомобиль по грузоподъемности», – заявил А.Г.Лукашенко на встрече с молодежным активом 24 октября 2023 г.
Справочно:
За 8 месяцев 2023 г. в стране обеспечен выпуск более 42,7 тыс. легковых автомобилей (рост в 3,6 раза к аналогичному периоду 2022 года). В текущем году существенно нарастили производство телевизоров –
в 2,3 раза, оптических приборов и аппаратов – 2,2 раза.
Максимальные объемы за последние 5 лет обеспечиваются по производству комбайнов, грузовых автомобилей, микроволновых печей и ряда других товарных позиций.
Чистая прибыль в организациях промышленности за 7 месяцев
2023 года превысила 5 млрд рублей.
Динамично развивается строительная отрасль. За 8 месяцев т.г. обеспечен рост валовой добавленной стоимости на 8,7%. Объем подрядных работ увеличился на 12,1%.
Положительные тенденции отмечаются на внутреннем потребительском рынке. Розничный товарооборот за январь–сентябрь 2023 года вырос на 6,7%.
Положительные тенденции развития национальной экономики обеспечены, в том числе за счет внедрения высоких технологий.
Примеры внедрения перспективных технологий и развития высокотехнологичных, экспортно-ориентированных и импорто-замещающих производств.
В машиностроении:
• создание опытного образца автомобиля-мусоровоза с автономным тяговым электрическим приводом и пониженным уровнем кабины;
• проведение в I полугодии 2023 г. предварительных испытаний опытного образца электробуса для перевозки пассажиров в аэропортах с компонентами силовой установки отечественного производства;
• освоение производства новейшего туристического лайнера (автобуса МАЗ) с улучшенными потребительскими характеристиками (впервые продемонстрирован 10 июля 2023 г. в г.Екатеринбург на выставке «Иннопром–2023»);
• реализация инновационного проекта «Создание высокопроизводительного производства интеллектуальных автокомпонентов и систем для автотранспортных средств экологического класса Евро – 5, Евро – 6» и др.
В химическом производстве:
• проведение технической модернизации в ОАО «Гомельский химический завод» в целях наращивания выпуска серной кислоты, что позволит увеличить выпуск комплексных многокомпонентных удобрений до 1 220 тыс. т в год и создать предпосылки для переработки фосфорсодержащего сырья различного качества;
• введение в эксплуатацию нового азотного комплекса по производству аммиака и карбамида в ОАО «Гродно Азот» и др.
В производстве строительных материалов:
• реализован инновационный проект по производству технологий, снижающих усадку готовых изделий» на ОАО «Керамин»;
• реализован проект по созданию производства стеклянной тары с использованием энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий на ОАО «Гродненский стеклозавод» (способствовало росту производственных мощностей завода на 65%) и др.
Одна из предпосылок экономического роста – использование потенциала местных ресурсов.
Например, наряду с первичной переработкой льна-долгунца и выработкой льноволокна, 11 льнозаводов республики осуществляют углубленную переработку льна, в том числе:
• переработку костры (одревесневшие части стеблей прядильных растений) для производства костробрикетов (ОАО «Ляховичский льнозавод», ОАО «Пружанский льнозавод», ОАО «Дубровенский льнозавод», ОАО «Ореховский льнозавод», КУП «Кормален»,
ОАО «Кореличи-Лен», ОАО «Воложинский льнокомбинат»,
ОАО «Слуцкий льнозавод», ОАО «Горкилен»);
• производство льняного масла (ОАО «Ляховичский льнозавод», ОАО «Кореличи-Лен»; ОАО «Воложинский льнокомбинат»);
• производство льняного жмыха (ОАО «Ляховичский льнозавод», ОАО «Кореличи-Лен»; ОАО «Воложинский льнокомбинат»).
Справочно:
Костробрикеты реализуются организациям жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, образования, иным потребителям в качестве топлива. Льняной жмых реализуется предприятиям комбикормовой промышленности и сельскохозяйственным организациям (на кормовые цели), костра используется для производства текстильных материалов, сорбентов, фильтров, клеящихся растворов, утеплителей, строительных и мебельных плит, бумаги, топливных брикетов. На основе семян льна производится масло для пищевых, лекарственных, косметических целей; жмых используется в качестве пищевого белка и соломо-белкового корма для животных и др.
Отходы от переработки льна используются ООО «МедЛен» и
ООО «Медватфарм» при производстве изделий санитарно-гигиенического назначения.
Справочно:
ООО «МедЛен» осуществляет производство пеленок и впитывающих простыней, салфеток, ватных дисков, ватных палочек и др.;
ООО «Медватфарм» – медицинской ваты, стоматологических валиков, ватных шариков, бинтов, детских подгузников, ватных палочек и дисков.
В стране созданы условия для сбалансированного развития белорусских регионов. Как следствие – тенденция экономического роста в областях в условиях санкционного давления.
Справочно:
По итогам 8 месяцев 2023 г. всеми областями обеспечен рост валового регионального продукта от 100,5% в Могилевской области до 108,2% в Минской области (на которую в 2022 году пришлось основное санкционное влияние).
В 2023 году локомотивом роста в регионах выступила промышленность – отмечается рост производства промышленной продукции практически во всех регионах (в Могилевской области фиксируется восстановительная динамика).
Регионами увеличивается инвестиционная активность (рост инвестиций в основной капитал составил от 103,4% в Гродненской области до 125,8% в Брестской).
Рост доходов населения обеспечивается в увязке с сокращением дифференциации регионов по уровню заработной платы.
Справочно:
Реальная заработная плата увеличилась во всех регионах страны: от 104,4% в г.Минске до 112,3% в Брестской области.
Во всех регионах за 8 месяцев 2023 г. по сравнению с январем–августом 2022 г. снизилась численность работников, работавших с потерями рабочего времени.
Одновременно наблюдается улучшение деловой среды и бизнес-климата.
Справочно:
По итогам января–августа 2023 г. разница между созданными и ликвидированными коммерческими организациями составила «плюс» 1 682 организации (138,9% к январю–августу 2022 г.).
Количественный рост коммерческих организаций способствует положительной динамике качественных показателей. Так, объем экспорта товаров малого и среднего предпринимательства (далее – МСП) за восемь месяцев 2023 г. по сравнению с аналогичным периодом
2022 года составил 124,6% против 108,4% у крупных организаций. При этом поступления в бюджет от субъектов МСП за указанный период увеличились на 11,1%.
3. Поддержание ценовой и финансовой стабильности
Ценовая стабильность означает устойчиво низкие темпы роста потребительских цен в стране.
Низкий уровень инфляции обеспечивает защиту доходов и сбережений граждан, делает для компаний и населения экономические условия более предсказуемыми и тем самым способствует развитию инвестиционной деятельности и устойчивому экономическому росту.
Высокий уровень инфляции оказывает негативное влияние на покупательную способность денег, снижая реальную ценность денежных доходов и сбережений населения и организаций. При этом высокий уровень инфляции также подавляет стимулы предприятий к планированию и реализации долгосрочных инвестиционных проектов, снижает способность экономики реализовать свой производственный потенциал.
В то же время снижение цен (дефляция) не менее опасно для национальной экономики. Когда цены на товары начинают падать, потребители постепенно откладывают покупки на более длительный срок в ожидании их дальнейшего удешевления. Соответственно, сокращаются объемы продаж и прибыль предприятий, отсутствуют возможности для повышения зарплат, стимулы для расширения производства и внедрения инновационных технологий, растет безработица. Все это препятствует экономическому росту и несет в себе не меньшие издержки, чем высокая инфляция.
Таким образом, именно предсказуемая инфляция на низком уровне позволяет обеспечить у производителей наличие стимулов развиваться, а у потребителей – выстраивать модель сбережений и потребления, содействующую росту благосостояния.
Справочно:
Результаты исследований показывают, что в зависимости от степени развития экономики страны наиболее привлекательные условия для экономического роста формируются при годовом уровне инфляции в диапазоне от 1 до 5%. Более низкая инфляция будет сдерживать структурные изменения в экономике, уменьшать гибкость заработных плат, а более высокая – увеличивать издержки по обеспечению благосостояния граждан.
Благодаря согласованным действиям Национального банка и Правительства, инфляция в Республике Беларусь в 2017–2019 годы снизилась до 4–6%.
Однако в течение 2020–2022 годов Республика Беларусь столкнулась с рядом серьезных внешних и внутренних вызовов, которые обусловили возросшую интенсивность инфляционных процессов. Негативное влияние на белорусскую экономику оказала пандемия коронавируса, которая привела к шокам предложения на мировых рынках продовольственных товаров, росту логистических затрат, сбоям в цепочках поставок сырья и готовой продукции. Беспрецедентная денежная эмиссия стала причиной рекордного роста мировых цен.
Одновременно наша страна столкнулась с санкционным давлением со стороны недружественных стран. Санкции привели к закрытию ряда традиционных внешних рынков сбыта, блокировке товарных потоков, запрету на транзит белорусской продукции и т.д.
Тем не менее, Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021–2025 годы в качестве ориентира ценовой стабильности определен прирост потребительских цен не более 5%.
В результате принятых Национальным банком и Правительством мер (введение в октябре 2022 г. системы регулирования цен, которая нейтрализовала перенос в цены необоснованных рисков и издержек бизнеса, а в дальнейшем способствовала формированию справедливой цены и др.) в Беларуси в сентябре 2023 года был зафиксирован исторический минимум годовой инфляции – на уровне 2,0% (при прогнозном – 7,0–8,0% на конец года), что ниже, чем у ряда европейских государств.
Справочно:
По состоянию на 1 сентября 2023 г. годовой уровень инфляции составил в странах Европы в среднем – 5,9% (по сведениям статистической службы Европейского союза, далее – Евростат).
По данным статистической службы Латвии среднегодовая инфляция по итогам 2022 года составила 17,3%, что является самым высоким показателем за последние 25 лет (инфляция в 2020 году – 0,2%, 2021 – 3,3%). Высокая инфляция обусловлена «вертолетными» деньгами, которые длительно вливались в экономику в связи с COVID-19.
В Польше на 1 июля 2023 г. инфляция составила 10,8% в годовом исчислении. Наибольшее влияние на показатель инфляции оказал рост цен на энергоносители (+16,7%), продовольственные товары (+15,6%) и автомобильное топливо (+15,5%). Согласно прогнозу Национального банка Польши, инфляция в 2023 году составит в среднем 11,9%. Как пишут СМИ, «в этой связи люди стали чаще воровать, так как не могут позволить себе делать покупки на прежнем уровне».
По данным статистического управления Чехии, в августе 2023 г. рост потребительских цен составил 8,5%. Наиболее существенное влияние на рост потребительских цен оказали цены на топливо, которые растут уже три месяца подряд. За месяц цены на топливо и нефть выросли на 7,7%. В годовом исчислении цены на товары в целом выросли на 9,4%, а цены на услуги – на 7,1%. При этом цены на аренду квартир выросли на 7,6%, воду – на 16,3%, канализацию – на 26,9%, электроэнергию – на 23,1%, природный газ – на 34,5%, твердое топливо – на 22,3%, тепло и горячую воду – на 37,3%.
По состоянию на 1 сентября 2023 г. годовой уровень инфляции составил в России – 5,2%, Казахстане – 13,1%, Кыргызстане – 9,5%, Таджикистане – 4,2%.
Необходимыми условиями обеспечения низкого уровня инфляции в стране выступают обеспечение финансовой стабильности и минимизация последствий внешнего давления. В Республике Беларусь сохранена устойчивая работа страхового сектора, сегмента лизинговых организаций и иных финансовых посредников. Обеспечена непрерывность функционирования всех платежных систем (в том числе розничных). Усовершенствованная платежная инфраструктура позволила поддержать международные расчеты субъектов хозяйствования и физических лиц.
4. Обеспечение энергетической безопасности
За последние 10 лет в нашей стране введено в эксплуатацию 2,1 тыс. МВт новых генерирующих мощностей, 23,5 тыс. км линий электропередачи, 3,4 тыс. МВА трансформаторных мощностей, что позволило существенно укрепить резервы объединенной энергосистемы. Введен в строй первый блок Белорусской атомной электростанции (далее – БелАЭС), запущены энергоисточники на местных видах топлива (торфяное и древесное топливо, биогаз, возобновляемая энергия воздушных и водных потоков и др.), созданы современные ветропарки и солнечные электростанции, широкое развитие получили технологии энергосбережения. За счет реализации этих и других направлений энергоемкость ВВП страны снизилась в 1,2 раза.
Беларусь полностью отказалась от импорта электроэнергии.
Справочно:
С момента пуска энергоблока № 1 БелАЭС с 03.11.2020 по 30.09.2023 выработка электроэнергии составила 19,6 млрд кВт·ч, что позволило заместить порядка 5,2 млрд куб. м импортируемого из России природного газа.
Глава государства А.Г.Лукашенко поставил задачу по итогам 2025 года достигнуть доли природного газа в производстве тепловой и электрической энергии не более 65%.
Справочно:
По данным Министерства энергетики Республики Беларусь, по сравнению с 2021 годом импорт энергоносителей в 2022 году значительно сократился: по электроэнергии – почти в 15 раз, нефти – на 39%, природному газу – на 5,3%, углю – на 54%.
Принимаются меры по увеличению объемов реализации торфяного топлива промышленным предприятиям страны, которое является наиболее доступным и конкурентоспособным.
Справочно:
Беларусь входит в топ стран Европы по запасам торфа. Запасы торфа на территории страны оцениваются в 2,4 млрд т. Использование торфа позволяет ежегодно замещать до 450 млн куб. м природного газа.
В разрабатываемый фонд, доступный для промышленного освоения, включено 99,1 тыс. га земель торфяных месторождений с запасами торфа в количестве 302,1 млн т, что будет достаточно для использования в экономике на ближайшие 100 лет.
Объектами белорусской энергосистемы, использующими энергию ветра и воды, в 2022 году выработано 361 млн кВт ч, что выше уровня 2015 года на 269 млн кВт ч (рост к 2015 году составил 392%).
Справочно:
В белорусской энергосистеме эксплуатируется 24 гидроэлектростанции суммарной установленной мощностью 88,11 МВт. Из них самые мощные: Витебская ГЭС (40,0 МВт), Полоцкая ГЭС (21,66 МВт) на р.Западная Двина, Гродненская ГЭС (17 МВт) на р.Неман.
Успешно эксплуатируется Новогрудская ветроэлектрическая станция в районе н.п.Грабники суммарной установленной мощностью 9,0 МВт.
По данным Евростата, во II квартале 2023 года цена импортируемого газа из России в Европу в 4,2 раза превысила стоимость российского газа, импортируемого Беларусью.
По прогнозам аналитиков, в 2024 году средняя цена российского газа для Европы составит 481,7 долл. США за 1 тыс. куб. м.
5. Обеспечение продовольственной безопасности
Согласно докладу Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций, в 2022 году с проблемой голода столкнулись около 735 млн чел.
Справочно:
В 2022 году 58 стран мира находились в состоянии продовольственного кризиса. Это страны Африки и Азии, прежде всего, Конго, Эфиопия, Нигерия, Афганистан, Сирия. Наиболее пострадавшим регионом остается Африка, где голодает каждый пятый, что превышает среднемировой показатель более чем в два раза. ООН признает, что «в обозримой перспективе цели устойчивого развития в области продовольственной безопасности и качества питания не могут быть достигнуты».
Основной причиной нехватки продовольствия во многих государствах являются военные конфликты, которые делают невозможным ведение и развитие сельского хозяйства – в таких условиях находятся приблизительно 119 млн чел.
Отрицательно сказывается на проблеме экономическая нестабильность, а также влияние экстремальных погодных условий в Африке, Индии, Китае, Южной Америке, США.
По оценкам ООН, за 2022 год общемировые расходы на импорт продовольствия возросли на 11%, приблизившись к рекордным
2 трлн долл. США. Расходы на импорт ресурсов для их производства увеличились почти на 50%.
На состояние глобальной продовольственной безопасности оказывают негативное влияние торговые барьеры.
Справочно:
К концу 2022 года ограничения или запреты на экспорт агропродовольственной продукции применяли около 30 стран мира, что приводит не только к экономическим проблемам.
Так экспорт сельхозпродукции из Украины привел не только к массовым акциям протеста болгарских сельхозпроизводителей в сентябре 2023 г., но и политическому конфликту на уровне президентов Украины и Польши.
Глобальные вызовы и тенденции, которые наблюдаются на мировом рынке, подтверждают правильность стратегии, выбранной Республикой Беларусь более 20 лет назад, когда по поручению Главы государства разрабатывалась первая Концепция обеспечения национальной продовольственной безопасности.
В нашей стране на территории сельской местности проживает 22% населения страны, а в сельском хозяйстве трудится более 7% от занятых в реальном секторе экономики.
Справочно:
Центральным звеном в белорусском АПК является сельское хозяйство, удельный вес которого во внутреннем валовом продукте за последние годы составляет около 7%. Еще около 5% – вклад в ВВП страны организаций, перерабатывающих сельскохозяйственное сырье.
Основа сельского хозяйства республики – крупное товарное производство, на долю которого приходится более 80% валовой продукции, около 17% продукции обеспечивают личные подсобные хозяйства граждан и около 3% – крестьянские (фермерские) хозяйства.
По размеру сельскохозяйственных угодий на душу населения наша страна входит в двадцатку мировых лидеров: 0,62 га при 0,2 га
в среднем по ЕС и мировому сообществу.
Конъюнктура мирового рынка сегодня складывается в пользу производителя, открывая новые ниши для оригинальной белорусской продукции, произведенной из высококачественного сырья, по современным технологиям и по одним из самых высоких в мире требованиям безопасности. Показательным примером является то, что каждый четвертый килограмм сыра и каждый седьмой литр молока, которые продаются в России, – белорусского производства.
В Беларуси достигнут высокий удельный уровень производства основных продуктов. Он существенно превышает показатели других государств ЕАЭС. Так, картофеля в Беларуси производится 417 кг в расчете на одного человека в год, мяса – 134, молока – 850 кг, яиц – 374 штук.
Уровень самообеспечения по основным видам сельскохозяйственной продукции в нашей стране ежегодно превышает 100%. В том числе, по мясу – 133%, молоку – 267%, яйцам – 126%. Этого достаточно для устойчивого удовлетворения потребности внутреннего рынка в продовольствии и сырье, а также реализации на экспорт.
Справочно:
В расчете на душу населения в Беларуси в среднем в год потребляется: мяса – около 98 кг, молокопродуктов – 238 кг, фруктов, ягод и продуктов их переработки – 92 кг, овощей, бахчевых и продуктов их переработки – 174 кг, картофеля и картофелепродуктов – 161 кг, хлебопродуктов – 78 кг, сахара – порядка 40 кг, масла растительного – 18 кг, яиц – 265 шт.
В 2022 году в хозяйствах всех категорий было произведено продукции на сумму почти 32 млрд руб., что в сопоставимых ценах на 3,6% больше показателя прошлого года. Вклад отрасли в ВВП страны увеличивается и достиг 7,7%. Доля инвестиций в основной капитал сельского, лесного и рыбного хозяйства в общем их объеме возросла до 15,9%.
В условиях нарастающего влияния внешних вызовов и угроз именно высокий потенциал собственного производства и выверенная система государственного регулирования рынка стали фундаментальной основой устойчивости национальной продовольственной безопасности.
Справочно:
По состоянию на 31 октября 2023 года в Беларуси во всех категориях хозяйств намолочено 9096,2 тыс. т зерна с учетом рапса.
Убрано 201,9 тыс. га площадей кукурузы на зерно, намолочено 1668,6 тыс. т с урожайностью 82,7 ц/га.
Собрано 22 400,0 тыс. т зеленой массы кукурузы.
Продолжается уборка сахарной свеклы: накопано 3734,3 тыс. т с урожайностью 472,0, ц/га.
Овощи убраны на 5,04 тыс. га площадей, всего их собрано
150,6 тыс.
Результаты мониторинга показывают, что продовольственная безопасность Республики Беларусь полностью обеспечена по качественным и количественным критериям. Все поставленные задачи в области повышения устойчивости аграрного производства, качества питания населения и развития экспортного потенциала последовательно реализуются.
6. Внешнеэкономическая деятельность Республики Беларусь
Наша страна осуществляет многовекторную внешнеэкономическую политику и активно участвует в международных интеграционных процессах.
В январе–августе 2023 г. внешнеторговый оборот Республики Беларусь составил 54,1 млрд долл. США (рост на 14,8% к аналогичному периоду 2022 года), экспорт – 25,9 млрд долл. США (рост на 8,4%), импорт – 28,2 млрд долл. США (рост на 21,4%).
Республика Беларусь экспортирует товары в 150 стран мира.
Главным вектором интеграции рассматривается углубление двусторонней интеграции с Российской Федерацией в рамках Союзного государства с соблюдением национальных интересов.
Справочно:
На торговлю с Россией приходится 58% всех экспортно-импортных операций.
По итогам 2022 года зафиксирован рекордный рост белорусско-российского товарооборота – более 50 млрд долл. США, который продолжился в текущем году. В I полугодии 2023 г. рост по отношению к аналогичному периоду 2022 года составил 16,9%.
Темп роста экспорта в Россию неизменно высокий: по результатам восьми месяцев 2023 г. составил 124,9%. Объем поставок достиг исторического рекорда – 16,7 млрд долл. США за январь–август 2023 г., или 64,4%всего товарного экспорта (55,9% в январе–августе 2022 г.).
Уход западных поставщиков и производителей позволил существенно увеличить наше присутствие на российском рынке – удельный вес белорусского экспорта в импорте России вырос до 8,9% (январь–июль 2023 г.). Увеличилась доля белорусских товаров в российском импорте машин, оборудования и транспортных средств, продукции химической промышленности, изделий из древесины и черных металлов.
Торговые потоки с рынков стран Запада и Украины полностью переориентированы на рынки дружественных стран. При этом выпадающие объемы экспорта удалось не только восстановить, но и нарастить. В январе–августе 2023 г. стоимостные объемы поставок на рынки дружественных стран возросли в 1,3 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Доля дружественных стран в экспорте увеличилась на 16%.
Углубляется взаимовыгодное сотрудничество в рамках международных интеграционных объединений. Экспортные поставки на рынки стран ЕАЭС возросли почти на четверть (на 23,4%), в страны СНГ – на 14,8%. Удельный вес стран ЕАЭС в общем объеме экспорта составил 67,2%, стран СНГ – 69,5%.
Беларусь продолжает диверсифицировать внешний географический контур, наращивая свое присутствие на рынках стран «дальней дуги». Выстраиваются новые торгово-экономические связи, формируются логистические цепочки. Поставки в страны Азии выросли в 1,6 раза, Северной и Южной Америки – в 1,2 раза. Поступательно осуществляется выход на рынок КНР (рост экспорта на 3,6%). В перспективе – развитие сотрудничества со странами Африки.
В структуре экспортной корзины стало меньше сырья и материалов, больше инвестиционных товаров (их доля по результатам восьми месяцев 2023 г. составила около 13%, что является максимумом за последние 16 лет). Экспорт грузовых автомобилей в текущем году вырос почти на 14%, прицепов и полуприцепов – в 2,7 раза, автобусов –
в 1,2 раза, телевизоров и мониторов – в 3,4 раза.
В 2022 году республика достигла рекордного показателя по объему поставок продовольствия на внешний рынок – 8,3 млрд долл. США, что на 24% больше, чем 2021 году. Значительная доля (88%) продукции экспортируется в переработанном или частично переработанном виде.
Двузначными темпами растет экспорт строительных услуг (120% за 8 месяцев 2023 г.), главным образом, в Россию. Белорусские строители принимают активное участие в строительстве на территории России школ и дошкольных учреждений образования, а также участвуют в реконструкции спортивных объектов.
Результаты приносит введенный нашей страной безвизовый порядок въезда для граждан Литвы, Латвии и Польши. Как результат, экспорт туристических услуг вырос за 8 месяцев на 28,7%, в том числе в Россию в 1,3 раза, Латвию – в 1,9 раза, Литву – в 1,4 раза, Польшу – в 1,2 раза.
Экспорт услуг здравоохранения за указанный период вырос
в Россию в 1,3 раза, Латвию – в 1,9 раза, Литву – в 1,9 раза, Сербию – в 3,9 раза, Боснию и Герцеговину – в 2,2 раза.
Растет спрос на белорусское образование среди студентов из Китая, Узбекистана, Шри-Ланки, России, Индии, Ливана, Нигерии – как следствие, экспорт услуг образования за 8 месяцев увеличился на 9,9%.
Примечательно, что недружественные действия отдельных иностранных государств в отношении Республики Беларусь несут негативные последствия для обеих сторон.
Во многом пострадал европейский бизнес, который ранее весьма успешно работал в Беларуси. Из-за директивных решений Европейского союза многие европейские компании, которые эффективно работали с белорусскими партнерами, приостановили свою деятельность в Беларуси.
Пострадали зарубежные экспортеры, которые продавали в Беларусь свою продукцию. Им пришлось отказаться от сложившейся системы взаимовыгодного сотрудничества, искать новые рынки сбыта и надежных покупателей.
Отсутствие поставок ряда товарных позиций из Беларуси, импорт которых был запрещен Европейским союзом, заставило наших европейских торговых партнеров искать новых поставщиков, что, естественно, крайне негативно повлияло на логистику и стоимость поставок, а также конечную стоимость продукции.
Вынужденный рост цен на многие белорусские товары и услуги, вызванный вводимыми против Беларуси ограничениями, все сильнее бьет по европейским потребителям, вызывая недовольство рядовых граждан других государств.
Справочно:
В сентябре 2023 г. популярная немецкая газета Die Welt опубликовала следующие результаты опроса социологической службы YouGov: в ФРГ ежемесячные расходы немцев серьезно выросли на фоне инфляции за последний год, как следствие – у каждого четвертого жителя Германии они превышают доходы; чтобы справиться с последствиями инфляции, почти две трети респондентов выбирают вариант сокращения расходов, еще 24% находят подработку, а 23% опрошенных пробуют продать имущество.
На фоне инфляции 33% немцев вынуждены покупать меньше свежих продуктов и делать выбор в пользу консервов.
По мнению экспертов Института экономических и социальных наук (WSI) Фонда Ханса Бёклера, «осложнение финансовой ситуации во многих домохозяйствах страны может привести к серьезному росту социальной напряженности и утрате доверия по отношению к госинститутам».
*****
В условиях беспрецедентного внешнего давления белорусское государство уверенно сохраняет социально-ориентированный курс развития национальной экономики.
Указом Президента Республики Беларусь от 2 октября 2023 г. № 307 определены важнейшие параметры прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2024 год:
валовой внутренний продукт – прирост на 3,8%;
реальные располагаемые денежные доходы населения, в процентах к 2023 году – рост на 3,5%;
инвестиции в основной капитал, в процентах к 2023 году (в сопоставимых ценах) – рост на 3,9% экспорт товаров и услуг, в процентах к 2023 году – увеличение на 7,6%.
Белорусский лидер А.Г.Лукашенко на состоявшейся 19 октября 2023 года встрече с главой Республики Мордовия А.А.Здуновым заявил: «Наши баталии сегодня продолжаются в полях, на заводах, в культурной, информационной сферах, в школах и университетах – за нашу правду, наши перспективы развития, наше право быть суверенными и независимыми. Все это будет, если будем иметь сильную экономику. Это – база всего».
на основе информации
Национального банка Республики Беларусь,
Министерства антимонопольного регулирования и торговли, Министерства иностранных дел, Министерства промышленности, Министерства сельского хозяйства
и продовольствия, Министерства экономики,
Министерства энергетики Республики Беларусь,
Национальной академии наук Беларуси,
материалов агентства «БелТА» и газеты «СБ. Беларусь сегодня»
Информационные интернет-порталы
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь
Интернет-портал Президента Республики Беларусь
Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь
Межгосударственный совет по гидрометеорологии СНГ (МСГ СНГ)
Комитет Союзного государства по гидрометеорологии и мониторингу загрязнения природной среды
Национальный центр интеллектуальной собственности
Портал рейтинговой оценки качества оказания услуг организациями Республики Беларусь
Биометрические документы Республики Беларусь
Белорусский профсоюз работников леса и природопользования
Минская областная организация Белорусского профсоюза работников леса и природопользовани
Официальные геральдические символы Республики Беларусь