Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь Официальный логотип Белгидромета БЕЛГИДРОМЕТ
Меню
Главная / Об учреждении / Пресс-центр / Новости и события
22.10.2020

Обзор международных новостей

Пандемия сократила выбросы парниковых газов

Уровень выбросов парниковых газов за первую половину текущего года сократился примерно на 8,8%. Это рекордно высокий показатель по сравнению с кризисом 2008 года, «нефтяным шоком» 1979 года и Второй мировой войной, сообщает ТАСС со ссылкой на научное издание Nature Communications.

depositphotos.com © hanohiki

Самое большое снижение выбросов связано с сектором наземного транспорта. По всему миру уровень связанных с ним выбросов уменьшился примерно на 40% благодаря работе на дому и другим мерам для борьбы с эпидемией. Уровень падения выбросов, связанных с промышленностью и энергетикой, составил 22% и 17% соответственно.
Распространение коронавирусной инфекции привело не только к перегрузке систем здравоохранения в десятках стран мира, но и к резкому снижению объёмов промышленного производства, автомобильного движения и многих других источников СО2 и других парниковых газов.
Учёные ожидают, что общемировой объём выбросов углекислого газа за весь 2020 год снизится примерно на 4,4-5,3%. По их мнению, это рекордное значение за всю историю человечества, включая падение уровня промышленного производства и связанных с ним выбросов, которые происходили из-за крупнейших военных конфликтов и экономических кризисов.

Дожди меняют ландшафт

depositphotos.com ©Maridav

Оказывается, интенсивные ливни могут буквально размывать целые горные хребты. Команда британских специалистов из Бристольского университета раскрыла влияние дождей на горный ландшафт. Исследование проводилось в центральных и восточных Гималаях Бутана и Непала.
Для измерения скорости, с которой под воздействием воды разрушаются скалы, учёные использовали масс-спектрометр в Университете Пердью американского штата Индиана. С его помощью британцы разобрали атомный состав песчинок со склонов холмов и вычислили, как долго там находился песок и трансформировался ландшафт.
В результате специалистам удалось получить данные о том, насколько быстро протекает процесс эрозии по всему горному хребту. Полученные результаты учёные сравнили с изменениями в крутых поворотах рек и количестве осадков. Британцы считают, что их работа представляет собой довольно важный шаг вперёд в решении вопроса о том, насколько скорость скольжения по тектоническим разломам может зависеть от климатической эрозии на поверхности.
Оказалось, что к формированию горных районов приводит комбинация как земных, так и атмосферных процессов. По мнению экспертов, исследование позволит прогнозировать последствия глобального изменения климата для горных ландшафтов, на которых проживают более 700 миллионов человек. Заодно эти данные пригодятся для проектирования строительства дорог, городов и различной инфраструктуры.
Недавно учёные проанализировали прочность отдельных границ плит и смоделировали различные силы, которые могут воздействовать на тектонические плиты. Сравнивая эти модели с фактическими высотами горных хребтов в Гималаях, Андах, Суматре и Японии, команда пришла к выводу, что в горах, которые всё ещё активно растут, высота и вес остаются в равновесии с огромными подземными силами.

Завершена международная арктическая исследовательская экспедиция MOSAiC

12 октября немецкий исследовательский ледокол «Polarstern» прибыл в порт Бременхафена (ФРГ), выполнив все работы по программе уникальной годовой экспедиции.
В течение 389 дней на борту ледокола и в лагере на льдине учёные из 37 стран исследовали последствия изменений климата в Арктике и современные условия ледообразования.


В пяти этапах экспедиции приняли участие 442 исследователя, члены экипажа «Polarstern», молодые исследователи, преподаватели и представители прессы. Были задействованы семь морских судов, несколько самолетов и более 80 организаций из 20 стран.
Важную роль в экспедиции выполняли научно-исследовательские суда ААНИИ Росгидромета. НЭС «Академик Фёдоров» сопровождало «Polarstern» с момента выхода из порта Тромсе (Норвегия) и до вмораживания в дрейфующие льды Арктического бассейна, выполнив обширный комплекс работ по развертыванию распределенной комплексной системы наблюдений с использованием самой современной измерительной аппаратуры (на льду было установлено более 100 приборных комплексов). С судна также была выполнена ледовая разведка свертолётов для постановки системы наблюдений и принятия решений о реализации эксперимента.
Суда ФГБУ «ААНИИ» выполняли рейсы по снабжению экспедиции на ледоколе «Polarstern» и ротации экспедиционного и судового состава: НЭС «Академик Фёдоров» – на первом этапе, НЭС «Академик Трёшников» – в пятом, заключительном этапе. В экспедиции участвовал и российский ледокол «Капитан Драницын» ФГУП «Росморпорт», который совершил два рейса в тяжелых условиях высокоширотной зимней Арктики.
Учёные ААНИИ реализовывали оперативную ледовую прогностическую поддержку экспедиции. На борту ледокола на протяжении всей экспедиции посменно работали два ледовых эксперта ААНИИ, которые обрабатывали актуальную ледовую информацию, полученную со спутников и ААНИИ, и формировали для капитана рекомендации по движению судна.
Всего за год сменилось пять составов экспедиции. Ротация команды и учёных была осложнена ограничениями, связанными с пандемией коронавируса, но все поставленные задачи были выполнены и учёные были доставлены на борт с соблюдением всех мер безопасности. Заболевших не было.
Напомним, экспедиция началась 20 сентября 2019 года. Немецкий ледокол «Polarstern» вышел из Тромсё (Норвегия) и направился в Центральную Арктику, где был вморожен в лёд. «Polarstern» стал центральной обсерваторией для атмосферных, ледовых, снежных, океанографических, экологических и биогеохимических измерений и экспериментов. Более года ледокол дрейфовал по Трансарктическому течению, пока льдина не достигла кромки льда к востоку от Гренландии и не начала разрушаться под воздействием волн, как и ожидалось. После этого экспедиция вернулась в точку Северного полюса, откуда начала поиск новой льдины для продолжения исследований и обнаружив подходящее поле продолжила исследования пришвартовавшись к льдине, чтобы завершить исследования в годовом цикле.
Полученные уникальные данные станут основой для целого поколения новых климатических моделей и помогут улучшить прогнозы погоды высокого разрешения в Арктике.
Организатор экспедиции – Институт Альфреда Вегенера и Центр полярных и морских исследований имени Гельмгольца (AWI, Германия).
Ранее в 2019 году Росгидрометом была проведена морская научная экспедиция ТРАНСАРКТИКА 2019 – российский проект, направленный на исследование природной среды высокоширотной Арктики и окраинных арктических морей России. Четыре судна в течение семи месяцев исследовали характеристики природной среды Арктики.
В ближайшем будущем для исследований в высокоширотной Арктике будет использоваться дрейфующая станция нового типа – ледостойкая самодвижущаяся платформа «Северный полюс», которая сможет вмораживаться в лёд и автономно работать в течение двух лет. Фактически это полярная станция с функционалом научно-исследовательского центра.
Данные экспедиции MOSAiC и ТРАНСАРКТИКА 2019 станут основой для организации дрейфующих станций нового типа, которые продолжат исследовательские традиции в высокоширотной Арктике.
Больше информации по экспедиции доступно на сайте www.mosaic-expedition.org.

Информация подготовлена по материалам интернет-источников



Специализированные сайты и сайты филиалов