Версия для печати
Размер шрифта
+
Фото
Печать

Обзор международных новостей

В 2022 году ущерб от стихии превысит 260 миллиардов долларов

Фото: Gerd Altmann / Pixabay

По данным страховой компании Swiss Re, ураган «Ян» стал самой дорогостоящей катастрофой года и вторым по величине страховым убытком за всю историю после урагана «Катрина». В сентябре ураган «Ян», обрушившийся на Флориду с сильными ветрами, проливными дождми и наводнениями, причинил ущерб только застрахованному имуществу на сумму от 50 до 65 миллиардов долларов. Ежегодный анализ, в котором рассматривается ущерб от стихийных бедствий, таких как наводнения, ураганы и лесные пожары, оценивает, что общие экономические потери во всем мире достигнут в 2022 году 260 миллиардов долларов. Это на 11% меньше, чем в прошлом году, но все ещё значительно выше среднего показателя за 10 лет, который составляет в 207 миллиардов долларов. По данным страховых компаний, убытки уже некоторое время имеют долгосрочную тенденцию к росту, и большая часть вины за это лежит на экстремальных явлениях, вызванных изменением климата. Всего 30 лет назад ущерб, нанесённый ураганом «Эндрю» впервые в истории оценили в 20 миллиардов долларов США, а за последние 6 лет произошло 7 ураганов с таким же или более значительным ущербом.
Изменение климата приводит к потеплению океанов и сильнейшим штормам. В этом году в США было относительно мало крупных ураганов, но в отчёте подчеркивается угроза того, что даже один крупный ураган, обрушившись на густонаселенную береговую линию, как это сделал «Ян», может привести к печальным последствиям. Ураганы традиционно причиняли ущерб от ветра и штормовых нагонов, но изменение климата означает, что теперь они приносят больше дождей и наводнений.
В отчёте говорится также и о том, что страховая отрасль продолжает страдать от так называемых вторичных рисков. Исторически страховщики рассматривали ураганы и землетрясения как единственные бедствия, которые могли нанести чудовищный ущерб. Всё остальное, включая проливные дожди, несвязанные с ураганами, и лесные пожары было отнесено в категорию второстепенных рисков. Но благодаря изменению климата эти события стали прктически такими же смертоносными и разрушительными, как ураганы и землетрясения.
Как сообщает агентство Bloomberg, в 2022 году среди наиболее сильных второстепенных рисков отмечены проливные дожди, вызвавшие наводнения в Австралии в феврале и марте, которые нанесли ущерб в размере 4 миллиардов долларов, что делает их самыми дорогостоящими стихийными бедствиями в стране, а также сильные ливни с градом в Европе.

Загрязнение воздуха может увеличить количество ледяных дождей

© Метеовести

Ледяной дождь в XXI веке стал почти привычным явлением. Чаще всего он образуется при наличии температурной инверсии: у поверхности земли скапливается холодный воздух с температурой около 0° или несколько ниже, а над ним, в средних слоях атмосферы, – тёплый, с положительной температурой. Попадая на предметы или землю, дождь покрывает всё ледяной коркой. Под тяжестью этой корки ломаются ветви, обрушиваются конструкции и рвутся провода, оставляя города и сёла без света и энергии. На дорогах образуется гололёд, что приводит к многочисленным авариям. Данное явление весьма опасно.
И вот неутешительная новость: в Институте физики атмосферы Китайской академии наук обнаружили, что загрязнение воздуха может увеличить число ледяных дождей в Северном полушарии. Научная работа опубликована в журнале «Atmospheric Environment», сообщает телеканал «Наука».
Природа ледяного дождя заключается в том, что дождевые капли остаются в атмосфере при температуре ниже 0°. Лабораторные эксперименты показали, что повышенное содержание растворимых химических веществ помогает каплям не замерзать на большой высоте, а приближаясь к земле при наличии температурной инверсии, выпадать в виде ледяного дождя. Это известный химический эффект — понижение температуры замерзания.
Кроме того, с 2015 года китайские климатологи проводят долгосрочные измерения физического и химического состава ледяного дождя на горе Хэн, которая находится в центральной части Китая. Высота точки отбора проб — 1265,9 м. Температура зимой здесь около 0°, что способствует возникновению переохлажденного тумана и ледяного дождя.
Согласно 7-летним наблюдениям, ледяной дождь на горе Хэн по сравнению с обычным оказался кислым (pH < 5), с более высокими концентрациями растворимых ионов и органических веществ. Более высокая концентрация ионов как раз понижает температуру, необходимую для замерзания капель на высоте.
Таким образом, по мнению китайских учёных, на фоне глобального потепления при наличии в атмосфере загрязняющих частиц и соединений область с частыми ледяными дождями будет смещаться к северу.

Пресную воду будут извлекать из морского воздуха

pxhere.com

Американские инженеры создали прототип установки, которая позволяет получать большие количества пресной воды из морского воздуха, собранного у приповерхностных слоев океанов и морей. Она позволит получать большие количества пригодной для питья и полива полей влаги с минимальными затратами энергии. Об этом сообщает информационное агентство ТАСС. 
В последние годы проблема доступа к чистой питьевой воде становится все более острой для человечества, особенно для населения жарких и густонаселенных стран Азии и Африки. Ученые пытаются решить ее разными путями, в том числе создавая установки, которые извлекают влагу из окружающего воздуха или опресняют морскую воду с минимальными затратами энергии.
Новый подход к проблеме позволяет возложить на природу почти все энергетические затраты, связанные с процессом опреснения воды. Идея создать данную методику производства пресной воды появилась у ученых после того, как они обратили внимание, что мировой океан производит огромные количества пара в результате нагрева его вод лучами Солнца. Особенно интенсивно этот процесс протекает в тропических и экваториальных регионах Земли, где облака относительно редко скрывают поверхность Мирового океана от солнечных лучей и тепла. Руководствуясь этой идеей, ученые просчитали то, насколько эффективным и экономически целесообразным будет сбор этого пара в 14 разных регионах мира, где наблюдается хронический недостаток пресной воды.
Специалисты разработали прототип подобной опреснительной установки, чья промышленная версия обладала бы высотой примерно в 100 м и шириной в 210 м. Подобная структура устанавливается на некотором расстоянии от берега и соединяется с водосборной станцией на берегу при помощи специального паропровода. такого рода установки, как показал последующий анализ, будут получать очень большие количества чистой пресной воды, достаточные для обеспечения всех нужд крупных городов в тропиках и у экватора. По словам исследователей, затраты на их сооружение и работу будут значительно ниже, чем у уже существующих опреснительных систем, а также при этом подобные уловители пара не будут производить токсичных побочных продуктов, как предприятия, извлекающие соли из морской воды. 
Дополнительным плюсом этой технологии является то, что эффективность ее работы будет не падать, а повышаться по мере развития глобального потепления. Это особенно актуально для Ближнего Востока и других засушливых регионов Земли, где температуры уже в ближайшие десятилетия резко вырастут. 

Евросоюз заставит авиакомпании платить за загрязнение окружающей среды

pixabay.com

Европейский союз принял закон, который обяжет авиакомпании платить больше за выбросы углерода, сообщает Reuters. Отмена государственной поддержки должна стимулировать авиаперевозчиков меньше загрязнять окружающую среду.
Работающие в Европе авиаперевозчики должны предоставлять разрешения для покрытия своей парниковой эмиссии. Однако до последнего времени ЕС предоставлял субсидии, разрешавшие большинству компаний выполнять рейсы бесплатно. Новый норматив постепенно отменит эту практику. К 2024 году количество льготных разрешений сократится на 25%, а к 2025 году – на 50%. Это означает, что перевозчикам придется нести дополнительные расходы. Такие обстоятельства должны стимулировать предприятия снижать свое воздействие на окружающую среду.
Около 20 миллионов бесплатных разрешений предоставят с 2024 по 2030 год авиакомпаниям, использующим экологичное авиатопливо (SAF), чтобы частично компенсировать разницу в цене между SAF и гораздо более дешевым керосином из ископаемого горючего.

Материал взят из интернет-источников

Вы можете найти эту страницу по следующему адресу:
https://belgidromet.by/ru/news-ru/view/obzor-mezhdunarodnyx-novostej-6294-2022

© Белорусский гидрометеорологический центр Республики Беларусь, 2025
Разработка и поддержка сайта БЕЛТА