Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь Официальный логотип Белгидромета БЕЛГИДРОМЕТ
Меню
Главная / Об учреждении / Пресс-центр / Новости и события
10.06.2020

Обзор международных новостей

Оползень в Норвегии сбросил в море восемь домов
3 июня в Кракнесете (Норвегия, муниципалитет Альта) произошел оползень, буквально сбросивший в море восемь жилых строений. Площадь оползня составила порядка 650 м2, а мощность слоя сместившейся почвы – 160 м. Один житель был эвакуирован. Специалисты продолжают наблюдение за территорией, так как допускают повторение оползней. Оползни – довольно характерное явление для прибрежных зон Норвегии.

Создан новый метод измерения скорости ветра в атмосфере
Для того, чтобы ежедневно составлять прогноз синоптику важно знать фактическое состояние атмосферы по многим параметрам (температура, влажность, давление и т.д.) над огромными территориями. Все эти данные формируются в виде схем, таблиц и карт, от поверхности земли до стратосферы; на их основе создаются прогностические модели. Следовательно, необходимо иметь профессиональное представление о фактических условиях в атмосфере, в частности, ветровых потоках.
В верхних слоях тропосферы, на высоте от 5 до 18 км, образуются высотные струйные течения (СТ) – узкая зона сильного ветра, для которой характерны колоссальные скорости (на оси до 25 м/с и выше) и градиенты по вертикали. Они во многом определяют текущую погоду, да и климат в глобальном масштабе. Одно из наиболее мощных и значимых для климата струйных течений на планете – полярное СТ, смещающееся вокруг Северного полюса с запада на восток. Любое его отклонение от нормального маршрута обуславливает возникновение серии опасных явлений погоды. Это только один пример важности знаний о состоянии атмосферы.
А измерять ветер в верхних слоях всегда было проблематично. Сегодня используются лидарное зондирование (технология получения и обработки информации с помощью оптических систем) и радарное (метод, основанный на излучении импульсов электромагнитных волн и регистрации сигналов, отраженных от объектов зондируемой среды). Кроме того, производится регулярный запуск аэрологических шаров-зондов и используется спутниковая информация. Все эти прямые методы мониторинга дают погрешности в измерениях и требуют значительных материальных ресурсов.
Учёные из Московского физико-технического института совместно с российскими коллегами разработали новый метод дистанционного зондирования скорости ветра, создав новый прибор – лазерный гетеродинный спектрорадиометр. Прибор сможет измерять инфракрасный спектр поглощения в атмосфере с уникальным для этого диапазона спектральным разрешением, что позволяет определить скорость ветра с точностью до 5 м/с. Спектрорадиометр заметно выигрывает по техническим характеристикам: он компактный и недорогой, при этом в нём используются серийные элементы, уже применяемые в телекоммуникационном оборудовании.
О самой методике, создании прибора и этапах исследования можно узнать в специализированном журнале Atmospheric Measurement Techniques (AMT). У синоптиков же в ближайшее время может появиться более достоверная информация о вертикальном распределении ветра от поверхности земли до стратосферы.

Найдено место с самым чистым воздухом

Микроорганизмы вездесущи и весьма разнообразны в атмосфере Земли, а их концентрация в воздухе меняется очень сильно. Учёные из США и Австралии нашли регион с минимальным содержанием микроорганизмов. Такой воздух остался лишь над океанскими водами, окружающими Антарктиду.
В ходе исследования специалисты на специальном корабле проследовали от австралийского острова Тасмания до ледяного побережья Антарктики. По пути они постоянно брали пробы воздуха и провели бактериологическое изучение образцов.
Оказалось, что в отличие от результатов, полученных в субтропических регионах и в Северном полушарии, где микроорганизмы с континентов переносятся вместе с ветрами, перемещающими воздушные массы, ближе к Антарктиде их концентрация меняется в зависимости от широты места и температуры воздуха, но не зависит от других метеорологических параметров. Главную роль в таком распределении микроорганизмов играет ограниченность меридионального переноса воздуха, что не позволяет им проникать из более низких широт в более высокие.
Следствием этого и стал вывод ученых о том, что воздух региона является практически девственно чистым и свободным от континентальных загрязнителей и антропогенных воздействий. Результаты исследования опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Грозовой перевал: что такое «грязная гроза»?
Ещё на заре нашей эры, в 79 году, Плиний Младший отметил необычное явление во время извержения вулкана Везувий: над его кратером собрались тёмные тучи и сверкали молнии. С тех пор вулканические грозы наблюдались неоднократно. Но только лишь в 2000 году вулканолог Стив Макнатт собрал рабочую группу, чтобы подробно изучить взаимосвязь извержений вулканов и молний.
Вулканические молнии — явление погодное. Характеризуется оно возникновением молний в облаке пепла, который поднимается из вулкана во время извержения. Причинами возникновения этого явления выступают как сейсмологические, так и атмосферные процессы. При разломах и подвижках горных пластов за счёт пьезоэлектрических и трибоэлектрических эффектов возникают электрические разряды. Затем в столбе пепла возникает разница потенциалов за счёт столкновения отрицательно заряженных падающих частиц золы и положительно заряженных сгущённых вулканических газов, в результате чего рождаются молнии.

Кругосветка 200-летия. 
Совместная экспедиция минобороны России и РГО к Южному полюсу вернулась в Кронштадт 8 июня
Первая русская антарктическая экспедиция вышла из Кронштадта 16 июля 1819 года. Группа моряков под командованием Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева на шлюпах "Восток" и "Мирный" прошла почти 100 тысяч километров за 751 день.
Результатом той кругосветки стало одно из самых значительных в истории мировых географических исследований, а также открытие побережья шестого континента — Антарктиды, которое состоялось 28 января 1820 года.

И вот 200 лет спустя в путь отправились участники новой совместной кругосветной океанографической экспедиции Министерства обороны России и Русского географического общества, маршрут которой частично повторил легендарный путь первооткрывателей.
Океанографическое исследовательское судно Гидрографической службы Военно-морского флота России "Адмирал Владимирский" взяло курс на Антарктику 3 декабря 2019 года. По дороге к Южному континенту участники кругосветки прошли по Балтийскому и Северному морям, водам Атлантического океана, на обратном пути проследовали через Индийский океан, обогнули Африку и по водам Атлантики вернулись к родным берегам Финского залива. По маршруту следования им удалось посетить порты разных государств, например Лиссабон, Рио-де-Жанейро, Монтевидео и порт Виктория.
В плавании, посвященном не только 200-летию открытия Антарктиды, но также и 250-летию со дня рождения адмирала Ивана Крузенштерна, приняла участие группа специалистов из Росгидромета, Росгеологии и Русского географического общества, в том числе Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова, Института земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн им. Н.В.Пушкова Российской академии наук и акционерного общества "Южморгеология".
Несмотря на все трудности, с которыми пришлось столкнуться исследователям, удалось провести немало исследований. В частности, были уточнены многие координаты побережья Антарктиды. Максимально подробно был изучен рельеф дна моря Беллинсгаузена в районе островов Земля Александра I и Ардли, а также создана его трехмерная модель. По словам руководителя экспедиции, капитана первого ранга, Олега Осипова: "До этого было недостаточно сведений о горах и ложбинах, чтобы можно было подробно описать всю структуру рельефа дна. Особенно интересны впадины, напоминающие подводные русла рек: они четко ограничены в берегах и довольно протяженные — это не просто какая-то выемка в рельефе дна, а целое русло".
Также интересно, что дно моря Беллинсгаузена в непосредственной близости от берегов имеет массу глубоких продольных борозд, оставленных сползающими айсбергами и ледниками. А в непосредственной близости от острова Земли Александра I и залива Беллинсгаузена была обнаружена очень большая впадина глубиной порядка 800 метров, притом что средние глубины на этом участке составляют порядка 200 метров. Такое явление у побережья — редкость.
Эти записи в дальнейшем позволят переиздать российскую навигационную карту моря Беллинсгаузена (INT9172), последние изменения в которую были внесены в 1998 году.
Были продолжены обширные океанографические и гидрометеорологические исследования. Также велось непрерывное наблюдение за развитием опасных погодных явлений по всему маршруту следования. Эти данные позволят существенно пополнить имеющиеся базы климатических данных, столь востребованные научно-исследовательскими организациями по всему миру. 
Кроме того, в проливе Дрейка были обнаружены интересные формы рельефа дна. Поднятие имеет практически идеальную круглую форму и возвышается на 300–500 метров над уровнем основного рельефа. Также удалось пополнить данные о рельефе Срединно-Атлантического хребта.

Несмотря на сильные шторма в Южном океане — ветер более 30 метров в секунду и семиметровые волны, — команда проявила сплоченность и смогла выполнить одну из основных задач экспедиции: ученые исследовали точку, которая на сегодняшний день определена как Южный магнитный полюс Земли.
"Одни из первых измерений проводил еще Беллинсгаузен. Но магнитное поле — одно из самых подвижных естественных полей нашей планеты, оно постоянно меняется. Это связано в том числе со вспышками на Солнце. Сегодня его смещение происходит примерно на 40 километров в год, — уточнил Олег Осипов — Предыдущие исследования отечественной гидрографической службы проводились в точке полюса Южного полушария в 1983 году". По научным данным, в 1960-х годах Южный полюс переместился с материка (Земля Адели), прошел шельфовый ледник и сейчас находится в море Дюрвиля, где и сделала остановку экспедиция.
"О том, что мы находились непосредственно в районе местонахождения Южного магнитного полюса, свидетельствовала, например, и "сошедшая с ума" стрелка компаса, которая меняла направление вместе с судном, разворачивалась на 180 градусов и так далее", — рассказал руководитель экспедиции.
Он также отметил важность проводимых исследований для морской навигации. Сегодня для определения местоположения человечество создало спутниковую сеть, которая используется в навигаторах. Спутники создают искусственное радиополе, при этом на Земле есть и естественные поля — магнитное, гравитационное. И измерения в районе Южного магнитного полюса — это одна маленькая составная часть глобальных исследований. Каждый мореплаватель может оказаться в ситуации без электричества на судне, яхте или шлюпке, а магнитный компас будет работать всегда. Эта же технология применяется и в некоторых моделях беспилотных аппаратов, которые в случае потери спутникового сигнала используют магнитный компас для определения направления движения.
Экспедиция вернулась в Кронштадт 8 июня 2020 года.
"Я очень доволен, потому что мы даже перевыполнили план. В этом заслуга всего замечательного экипажа "Адмирала Владимирского", который работал с энтузиазмом, с охотой и преодолел все трудности, победил очень непростую Антарктику. Экспедиция была сложной по погодным условиям: мы неоднократно попадали в такие шторма, которые не снились многим. К тому же вокруг нас постоянно практически вплотную находилось порядка 100 айсбергов, имеющих не только надводные, но и подводные части. Выполнить целую карту за полтора месяца в таких условиях — это очень хороший результат. Тем более поражает, что 200 лет назад экспедиция Беллинсгаузена и Лазарева шла на парусных судах, [они] обогревались дровами и еще успевали проводить исследования в таких условиях. Просто фантастические люди!" — отметил Олег Осипов.

Всего "Адмирал Владимирский" прошел чуть больше 45 тысяч морских миль. Судно пересекло Южный полярный круг 36 раз: 18 раз — в южном направлении, 18 — в северном. Самые неблагоприятные гидрометеорологические условия были 30–31 марта при нахождении судна севернее моря Росса. Скорость ветра достигала 31,5 метра в секунду, высота волн — 7,5 метра, крен судна доходил до 30°, температура воздуха опустилась до -6°C, что привело к обледенению. Несколько раз судно заходило в ледовые поля сплоченностью до 8 баллов и вынуждено было корректировать маршрут движения вплоть до разворота на обратный курс. Айсберги встречались все время работы в Антарктике. Первый появился 14 марта в проливе Брансфилд на подходах к острову Кинг-Джордж (Ватерлоо), последний — в Индийском океане

По материалам интернет-источников.

Специализированные сайты и сайты филиалов